Меню сайта
   Главная   
   Обо мне   
   Статьи   
   Дневник   
   Картинки   
   Файлы   
   Форум   
   Гостевая книга   

Категории раздела
Настольные игры [20]
Мои статьи [18]
Мои интересы [36]
Перепечатки [49]
GNU/Linux [14]
ZX-Spectrum [10]
Субмарины [9]


Каталог статей

Главная » Статьи » Перепечатки

История производства гробов в России
История производства гробов в России



Репродукция: Г. Семирадский. Похороны знатного руса.

"ГРОБ м. ящик в меру человека, для с(по)хоронения трупа его; домовина или домовище, шуточно деревянный тулуп; новг. ларь, ларек; южн. и зап. труна. Народ наш, особ. насев. и вост. любит доныне долбленые гробы, из колоды (запрещенные). || Стар. могила, могильная яма. || *Местность, занятия вредные, смертоносные; || кончина, смерть.Место это гроб для всякого приезжего. Буду помнить это по гроб, не забуду до гроба, до гробовой доски. Он в гроб глядит, одной ногой в гробу, в могиле, на ладан дышит, умирает. Вогнать, свести кого в гроб, уморить, замучить. || Вят. что-либо огромное, громадное, неуклюжее; даже длинный, неуклюжий и сутулый мужик (гроб, сугроб, горб?). || Гроб-трава, могильница, барвинок, Vinca minor. || В Белоруссии говорят гроб вместо дробьДумай о смерти, а гроб всякому готов. Мертвый не без гроба, а живому нет могилы. Красный гроб не для покойника хорош. Не тогда плясать (некогда плясать), когда гроб станут тесать. В гроб смотрит, а деньги копит. Так спит, что хоть клади в гроб, да хорони. Мертвого от гроба не несут. После родов женщина десять дней в гробу стоит. Детина добр: купил бы ему гроб! Хвали рожь в стогу, а барина в гробу. Гроб плывет, в нем мертвец поет? Иона. Если гроб не в меру велик, то быть еще покойнику в доме. Гробной стар. гробовой, относящийся к гробу, до могилы, смерти; || темный, душный и тесный. Гробная лачуга. До гробовой доски. Гробовым голосом. Гробовой монах, приставленный к раке, к мощам. Гробик, гробок, гробочек, умалит. гробища, увелич. Гробище ср. стар. гробовище южн. погост, кладбище. Гробовщик, грободелягроботес м. гробовой мастер, грободелатель.Гробокопательгробокоп м. роющий могилы, могильщик, могиляк. || Желтопестрый жук, зарывающий всякую мелкую мертвечину. || Иногда то же что гроборыя,гробокрадца, гробозоргробовор м. промышляющий разорением могил и похищениями из них. Гробожительгробовик м. живущий в гробу, меж гробов, могил, на кладбищах. Гробак м. южн. гробовой червь. Гробоносец м. ‑сица ж. несущий гроб, при похоронах. Гробница ж. могила, со всем устройством; говоря об угоднике, рака. || Надгробный памятник. Гробничный, к гробнице относящ. Гробля ж. стар. ров, канава (грести, рыть) отчего поныне осталось на юге слово гребля ж. гать, плотина. Гробня ж. арх. провал или пещера. Симбирцев дразнят гробокрадами, они будто в могиле жида искали клада."

 

Именно так описывает Владимир Иванович Даль смысл слова "ГРОБ".
 

 

ИСТОРИЯ ГРОБА НА РУСИ

Величественные обряды, известные со времен Шумера, Вавилона и Древнего Египта. Погребальные костры и домотканые саваны. Выдолбленные колоды, гробы и склепы. Пирамиды, саркофаги и мавзолеи. Усыпальницы из глины и камня, из мрамора и гранита, из золота и серебра. Места последнего пристанища человека. Корабли, плывущие в вечность. Обставленные для сильных мира сего всем необходимым на случай их долгих посмертных скитаний и устроенные без особых стараний, второпях, — для бренных останков неродовитых людей.
 

Прошли века и тысячелетия, но, кажется, ничего в этом мире не изменилось… Говорят, что форму гробов на Руси заимствовали у варягов, что будто бы их погребальные ладьи стали прообразом для русских «гробовых колод». Но возникновение культуры славянских захоронений много древнее. Известно, например, что уже в IV в., помещая прах умерших в «сосуд мал», сооружали они над могилами деревянные «столпы», по виду своему напоминавшие дома с покатой крышей. Позднее, к VI в., сверху «столпов» стали насыпать землю, прикрывая их от «лютого глаза» и «лихих людей».
 

С Крещением Руси смысл погребения в закрытой «домовине» получил новый, куда более глубокий смысл. «Тело человека, — ―учила Церковь, — семя будущего века, храм Духа Святаго». А гроб ―— оболочка семени, которое «если и умрет, то оживет».


Исходя из новых воззрений, постоянное «жилище» для тела русские люди стали готовить себе заранее, выбирая в лесу самые лучшие деревья. Их раскалывали надвое, выдалбливая в обеих частях углубление. Получившемуся сооружению придавали форму лодки или дома со слюдяными окошками, чтобы душа покойника могла видеть тело и сам покойник мог «поглядывать» в них из своей «хатки».


Приготовление выдолбленных домовин, а затем и гробов из тесаных досок считалось делом обязательным: «Дом строй, а домовину ладь!», «Жить надейся, а умирать готовься!»...


Подобной работой не гнушались не только простые смерды, но и знатные князья и богатые купцы. Хранили приготовленные и окуренные воском и особыми травами гробы в амбаре, сарае, на чердаке. Только чтобы не притянули они к себе мертвецов, старались не держать их пустыми — заполняли зерном. Если в семье никто не умирал, то и гроб, и зерно могли отдать беднякам как милостыню.


Не только схимники и монахи, но и простые миряне любили поразмышлять у собственного гроба о «вечной жизни». В думах о неизбежной кончине некоторые пробовали даже и спать в домовине, примериваясь к удобствам будущего жилища: «Тело в теснину, душа — на простор!» Не в эти ли минуты рождались в душе народной пословицы и поговорки, призывавшие не заботиться о суетном (в могилу с собой ничего не возьмешь), не тщеславиться внешним (и царь, и народ — все в землю пойдет) и не бояться смертного часа (смерть злым, а добрым вечная память)…
 

«Токмо из досок»


Грободел, гроботес, гробовщик
Профессия эта начала складываться на Руси к XII в. «Шесть досок и холстинки кусок» — не всем были по вкусу простота и неброскость скорбных изделий. Где-то гробы стали обшивать тканью, где-то украшать резьбой. Для захоронений знатных людей заказывались дорогие саркофаги из камня, дуба и драгоценных металлов.


Уже в домонгольский период начали использовать и дорогие ткани: парчу и узорчатый бархат, а к концу XVI в. в ход пошел шелк вроде итальянской камки с золотыми нитями. Внешние крышки каменных саркофагов украшались орнаментами и эпитафиями с указаниями причин смерти (убиен бысть… от немец на рати), но гроб под ними оставался деревянным, чаще всего дубовым.

При Петре I давние обычаи подверглись гонениям. Царю нужен был лес. «Негоже, —― сердился он, —― тратить казенное добро на непотребное гниение». В 1723 г. вышел особый царский Указ «О неделании дубовых гробов». И тотчас во все епархии полетели грамоты, требовавшие от священников «никого в дубовых гробах не погребать». Немного погодя Петр запретил и делание «долбленых сосновых гробов» — их теперь можно было делать «токмо из досок». А чтобы подать в этом деле необходимый пример, царь повелел устроить соответствующие казенные мастерские. Изготавливаемые здесь гробы сбивались просто — из еловых досок, но для «особ, приближенных к императору» иногда делали исключения.
 

Гроб хрустальный…


В век Екатерины II исключения стали правилом, неукоснительно соблюдавшимся вплоть до революции. Стараясь перещеголять друг друга, гробовщики не скупились на украшения. Дорогую древесину лакировали, обивали бархатом и парчой, украшали резьбой и накладками со священными изображениями. Неумеренны они были и в рекламе своих «изделий». Гробы всех мастей и фасонов выставлялись прямо на улицах. А за своими будущими клиентами они буквально охотились. Бесцеремонность их дошла до того, что в Москве генерал-губернатор Ростопчин, разозлившись, приказал запретить им их «безобразия». Горожане возликовали, гробовщики же обиделись: «Чем же это, — оправдывались они, — ремесло наше нечестнее прочих? Разве гробовщик — брат палачу?»


Обижались, оправдывались, но дело свое делали знатно. Бархат и шелк, богатая резьба и позолота, искусные окантовки и рюшечки, накладные кресты и херувимы… В эпоху Серебряного века додумались и до гробов из стекла и хрустальных, подвешенных «на цепях» или поставленных на столпы... На долю бедняков мало чего доставалось из всего этого роскошества. Что с них возьмешь? Гроб самый простой, разве что крашеный. "Закрыл бедолага глазки да и лег в салазки". Потом, правда, когда вовсю заработали на Руси фабрики, стали одевать гробы и в дешевенький ситец.


Революция 1917 г., казалось, вернет и всему гробовому производству первозданную простоту. Люди умирали тысячами, и гробы теперь сколачивались наскоро, из сырых досок. Но в годы НЭПа вновь стали расцветать фирмы «старого закала», между которыми немедленно начались «торговые войны», впрочем, мирные, сводившиеся лишь к устной агитации: «У них же и материал не тот, и кисть жидкая. А у нас гроб —― огурчик…»


Государство вспомнило о производстве гробов лишь во время войны. Все «ритуальные конторы» и мастерские были преобразованы в госпредприятия. «Фасоны» гробов были приведены к строгим стандартам: доски — еловые, березовые или сосновые, краски —― красные, синие или черные. Обивка гробов тканями станет доступной советским людям лишь в 70-е гг.


Нынешнее изобилие ритуальных изделий не может не поражать воображение. Гробы и надгробия стали таким же символом состоятельности и престижа, как дорогие иномарки. А похороны олигархов и власть имущих в народе давно уже метко окрестили «ярмаркой тщеславия». В суете жил, в суете и хоронят. За всей этой внешней мишурой кто вспомнит об усопшем человеке?! Что он любил? Чем жил в этом мире? Чему служил? Лишь немногие сегодняшние «гробовщики» думают об этом. Ищут непростые пути. Обращаются к нашему прошлому. Восстанавливают древние традиции. Нуждаются в поддержке общества или хотя бы в простом понимании того, что и их ремесло «не нечестнее прочих».

 Опубликовано: «Экономика и жизнь» №43 (9309)

Перепечатка с: http://shop-ritual.ru/show_news_5.html


«Перспектива мадам Рекамье» —  картина бельгийского художника Рене Магритта.

Связанные статьи: нет.   Категория: Перепечатки | Добавил: harushima (20.11.2012)
Просмотров: 3633 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Авторизация
Анонимный вход:
anonymous / anonymous
Логин:
Пароль:

Поиск

Облако тэгов
JGSDF игрушки Брюнетки Кладбище сайты Ярость Дракулы Древний Египет девушки кошки Cthulhu Вампиры Kitsune Ужас Аркхема инструмент комиксы Lovecraft готика Submarine submarine rc toy Hosting игротека Ужас Аркхэма book uboat мобильная связь го Edgar Poe swf Mansions of Madness Nightmares персоны Synergy linux-hardware bash youtube Storages Python Мастер-рукожоп Магнитофоны Entropy Grub2 loglevel WiFi Beeline ОПСОСЫ sharp939 Аудиокассеты Windows linuxwork Хочуны ImageMagick топБарыг C64c Commodore

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Page QR code


Перепечатка материалов сайта без активной ссылки запрещена. Следить за RSS
(c) hermitlair.ucoz.com 2009-2024
Лучший браузер!
Блокировка рекламы