Не является руководством к действию!Данный материал направлен, прежде всего, на ознакомление широкого
круга читателей с возможностями спасения экипажей затонувших подводных
лодок. Вся информация, фигурирующая здесь, взята из открытых источников и
не детализирована под конкретные проекты подводных лодок. За основу взяты подводные лодки и средства спасения, находившиеся и находящиеся поныне, в ВМФ России. Так же не будут рассмотрены и проведены разборы аварий подводных лодок и действия экипажей и должностных лиц. (фото club.foto.ru) Подводная лодка. Красива и рациональна. И нет разницы, в нашем
случае, какая она, атомная или дизельная, ракетная или торпедная,
большая или малая. Просто – Подводная лодка. Все подводные лодки построены по одному принципу, стальной огурец
(сигара – это у американцев) разделенный поперек переборками на отсеки, и
вдоль на палубы. Подводная лодка проекта 641Б. На фото переборки выделены зеленым цветом. На данном проекте подводной лодки 7 отсеков (фото shipmuseum.stormway.ru) В переборках есть переборочные двери, соединяющие отсеки между собой. Для входа в подводную лодку существуют входные люки (вертикальные), которые расположены: — в носовой части, обычно в 1 отсеке. Конечно, может и не быть входного люка. Но в большинстве случаев – он есть. — в средней части, обычно над центральным постом. При входе через
данный люк Вы попадаете прямо (или чуть в стороне) в святую святых –
Центральный пост – место, где происходит ВСЕ управление подводной
лодкой. — в кормовой части, ну тут вообще все запущено. Входной люк может
располагаться и в самом последнем отсеке, и предпоследнем и
пред-предпоследнем. Все зависит от полета конструкторской мысли. Все отсеки подводной лодки имеют свое предназначение, нумерацию и название. Кормовой аварийный люк (вид снаружи корпуса подводной лодки). На фото виден вертикальный спасательный люк в торпедном отсеке внутри подводной лодки. (фото tetis.ru) Начнем по порядку. 1 отсек — торпедный. Но, в нем, кроме торпед (а так же мин, торпедных
аппаратов и другого оружия) размещается достаточно разнообразная
техника и имущество. На некоторых проектах подводных лодок 1 отсек бывает еще и жилой, в нем может находиться аккумуляторная
батарея, куча вспомогательных механизмов. Но реально он назван торпедным
из-за того, что его главное предназначение – нахождение в нем комплекса
торпедного вооружения и оружия. (фото: posetili.ru) Пропустив отсеки, которые могут располагаться между торпедным и
центральным постом, они нам, в данной момент, не интересны, попадаем в
Центральный Пост. Центральный Пост. И этим то же все сказано. В нем располагается все
управление подводной лодкой. В нем принимаются решения, из него
разносятся команды по лодке. По счету от первого и нумерации он может
быть и второй и третий и может быть да же четвертый. (фото shipmuseum.stormway.ru) После кормовой переборки Центрального поста, по мнению многих
подводников, не механической специальности, начинается ВИНТ. В винте
расположены отсеки, в которых размещаются устройства и механизмы,
приводящие подводную лодку в движение. Это и атомный реактор, и турбины,
и генераторы и линии валов, иногда в винте, как чужие на празднике
жизни, размещаются ракетные шахты. Но, в нем есть и кормовой входной
люк. Где он расположен – отдельный вопрос, но это где-то между кормовой
переборкой центрального поста и самим гребным винтом. Иногда это шестой,
седьмой, восьмой и так далее отсек. Эти три отсека, первый, центральный и кормовой нас и интересуют,
потому что через них можно не только войти во внутрь подводной лодки, но
и выйти из нее, и тем более, если с лодкой что-то случилось и она
затонула. Данные отсеки называются ОТСЕКИ ЖИВУЧЕСТИ или ОТСЕКИ УБЕЖИЩА. В них,
при аварии подводной лодки, и стекается экипаж, таща на себе: — дыхательные аппараты; - гидрокомбинезоны и водолазное белье, и….свинцовые стельки; - аварийный запас воды и пищи. Средства индивидуальной защиты (коротенько). Каждый член экипажа, как штатный, так и прикомандированный, находясь
на подводной лодке, имеет свои индивидуальные средства защиты. К ним
относятся: - ПДУ – Портативное Дыхательное Устройство. Носиться членами экипажа постоянно, везде и всюду. Предназначено для экстренной защиты органов дыхания. Время работы в
ПДУ — 10-20 минут, именно работы. Просто просидеть в нем можно около
часа. Работать под водой в нем нельзя, а вот защитить органы дыхания от
воздействия вредных газов можно. - ИДА- 59(59М). Индивидуальный
Дыхательный Аппарат аж 59 года, за прошедшее время он модернизировался 2
раза. Первая модернизация оказалась не очень удачной и вторая вернула
практически все взад. Достаточно старый и надежный. В нем можно вести
борьбу за живучесть, осуществлять выход из затонувшей подводной лодки,
осуществлять погружения на глубину до 20 метров. Сейчас подобные
аппараты называют импортным словом «Ребризер». Аппарат входит в состав
снаряжения ИСП-60( с 1980 года ССП). Аппарат замкнутого цикла,
обеспечивает выход из затонувшей подводной лодки с глубин до 100 метров
и, если на лодку переданы дополнительные гелиевые баллоны то со 120.
Внешне напоминает хомут или ошейник. Хомут-дыхательный мешок, от
которого идут две трубки, вдоха и выдоха. Через них и клапанную коробку
происходит подача дыхательной смеси на вдох и отвод выдыхаемой смеси. (фото yazaika.livejournal.com) Снизу к дыхательному мешку крепятся: - кислородный баллон с вентилем редуктором и переключателем; - азотно-гелиево-кислородный баллон с вентилем и редуктором; - патрон с регенеративным веществом О-3. В самом мешке расположен дыхательный автомат, который осуществляет
подачу АГК смеси от редактора в мешок и далее на вдох. Так же, в
дыхательном мешке, установлен травяще — предохранительный клапан,
предназначенный для стравливания избыточного давления из мешка. — Гидрокомбинезон СГП. Резиновый, со шлемом с выпученными глазами,
штуцером под клапанную коробку и клапанами стравливания лепесткового
типа. На шлеме, чуть выше лба, расположен травяще-предохранительный
клапан. Герметизируется комбинезон с помощью аппендикса и резинового
жгута, обычно с помощью напарника, однако есть приспособление —
гребенка, которое позволяет производить и саможгутование. В ботах
гидрокомбинезона располагаются свинцовые стельки, для того, чтобы
подводник не всплывал ногами вверх. ИДА и СГП хранятся в специальных
сумках. К клапанной коробке ИДА прикрепляется маска (как противогазная)
для ведения борьбы за живучесть. При подготовке к выходу из пл, маска
отворачивается. — Комплект Водолазного белья. Для защиты от низких температур. В комплект входят: - свитер; - рейтузы; - подшлемник; - носки и чулки; - перчатки. Это индивидуальные средства защиты и спасения каждого подводника. 4. Средства для выхода из затонувшей подводной лодки. В отсеках живучести есть устройства, обеспечивающие выход из затонувшей подводной лодки. Коротенько рассмотрим их. Торпедный аппарат. Название говорит само за себя. Он сделан для выстреливания торпед, но
может быть использован и для выхода из затонувшей подводной лодки. Это
труба диаметром от 0,55 до 0,65 и длиной от 8 до 11 метров. Есть
торпедные аппараты диаметром и 40 сантиметров, но уж очень он узок для
выхода через него. Конечно, трубой назвать торпедный аппарат невозможно.
Он не простая труба, а труба с крышками передней и задней. Крышки
открываются только из торпедного отсека. (фото dic.academic.ru) Внутри аппарата есть направляющие дорожки и обтюрирующие кольца,
множество приборов со всевозможными шпинделями и зацепами, наварышами и
прочими препятствиями для проползающего подводника. Некоторые
поднимаются и фиксируются некоторые нет. Кроме того, аппарат имеет
клапана осушения и вентиляции, через которые он заполняется водой и
осушается. Для заполнения аппарата имеется специальная цистерна с
забортной водой. Вода из цистерны подается в аппарат под давлением
воздуха. Есть еще клапан уравнивания давления, который соединяет
внутреннее пространство аппарата с забортным. Если давление в трубе
аппарата не выравнять, то открыть переднюю крышку, да же на небольшой
глубине, будет невозможно. Практически такое же устройство имеют входной люк центрального и
кормового отсеков, но если торпедный аппарат расположен горизонтально,
то люки — вертикально. (фото sergeymilovanov.livejournal.com) Соответственно у них не передняя и
задняя крышки, а верхняя и нижняя. Кроме того, входные люки имеют
возможность самостоятельного заполнения, осушения, выравнивания
давления, открытия и закрытия крышек изнутри. Это позволяет подводнику
производить самостоятельное шлюзование при выходе из подводной лодки. Кроме того, в отсеках живучести есть буй-вьюшки. Это закрытая большая
катушка, на которую намотан буйреп (веревка) с мусингами (узлами
условно – т.е это пластмассовые пронумерованные шары).
Мусинги-шарики расположены на буйрепе и: — дают информацию о глубине (двойной -25 метров, тройной-12 метров); - препятствуют всплытию подводника без остановок позволяя проводить режим декомпрессии при выходе с глубины. Для расчета режима декомпрессии в отсеках живучести висят таблицы. Исходные данные для расчета: — глубина выхода - время нахождения под избыточным давлением. В зависимости от исходных данных выбирается и запоминается время на
остановках. Время на остановке рассчитывается по вздохам, а глубина
определяется по мусинга. Буй-вьюшка рядом с вышедшим на поверхность подводником (кадр из фильма «72 метра»). 5. Сам выход из затонувшей подводной лодки. При аварии подводной лодки и ее затоплении личный состав носового и
кормового отсеков живучести, по приказанию центрального поста или
самостоятельно, отдают аварийные буи. Их два в носу и корме. На буях, раскрашенных в бело-красный цвет,
нанесен бортовой номер подводной лодки. Буи соединены с лодкой тросом,
который крепится в районе входных люков. Кроме того, буи оснащены
световыми и радиомаяками. Под крышкой буя находится телефон для связи с
лодкой. Выход из затонувшей подводной лодки возможно осуществить двумя способами: — сухим; - мокрым. Сухим способом осуществляется
вывод личного состава средствами Поисково-Спасательной Службы Флота, с
использованием подводных аппаратов или колоколов. В этом случае аппарат
самостоятельно, а колокол по тросу аварийного буя, опускаются к
подводной лодке, «присасываются» к площадке вокруг люка. После
совершения подобной стыковки, откачивается вода из пространства
люк-аппарат (колокол), выравнивается давление, открываются люки, и
выводится личный состав из лодки в аппарат (колокол). Количество
выводимых людей зависит от спасательного аппарата. Подводники выходят на
поверхность сухими. Данный способ позволяет производить спасение экипажа с глубин, равных максимальной глубине погружения подводной лодки. Мокрый способ. Говорит сам за себя и подразумевает контакт подводника с водой. Различают два вида всплытия: - свободное всплытие; - по буйрепу. Выбор вида всплытия зависит от времени пребывания личного состава под повышенным давлением. Свободное всплытие производится
в том случае, когда время пребывания под давлением, равным максимальной
глубине выхода (100 метрам) не больше 2 минут. Если время упущено —
только выход по буйрепу. Однако есть и тут свои подводные камни. Если
время нахождения под давлением превышает все табличные значения, то
выход возможен только с привлечением сил и средств ПСС, так как
выходящие однозначно получат декомпрессионное заболевание. Свободное всплытие обычно производиться при выходе методом шлюзования
входных люков центрального поста или кормового отсека, так как при их
шлюзовании время нахождения под давлением будет минимальным. Из этих
отсеков личный состав может выйти полностью, не затапливая отсек. При этом, выходя из первого
отсека методом шлюзования торпедного аппарата, один человек или остается
в отсеке навечно или выходит методом частичного затопления отсека, со
всеми вытекающими из этого последствиями. Всплытие по буйрепу (кадр из фильма «72 метра») Поплыли. И так, весь личный состав собрался со своими индивидуальными средствами спасения в отсеке живучести, пусть в кормовом. Командир отсека определяет очередность выхода, напоминает правила
пользования снаряжением ИСП-60, и шлюзования входного люка, сигналы,
подаваемые при этом. Поочередно происходит одевание личного состава в ИСП. Надевается и
жгутуется комбинезон, из комбинезона стравливается лишний воздух через
лепестковые клапана. Одевается аппарат ИДА -59, клапанная коробка
аппарата привинчивается к штуцеру шлема. Первый выходящий заходит во входной люк. В камере находится клапана
затопления, уравнивания давления, манометры давления в камере и за
бортом. Подводник включается в аппарат. При этом он открывает
одновременно оба вентиля (кислородного и АГК баллона), переводит
клапанную коробку на дыхание из аппарата, оставляет открытым только
клапан на шлеме до момента выравнивания давления в камере с забортным.
За вошедшим закрывают нижнюю крышку люка и начинают из отсека
производить шлюзование. Камера заполняется на 3/4, после чего
выравнивается давление в камере с забортным, с помощью воздуха среднего
давления. Выравнив давление, подводник в камере закрывает клапан на
шлеме, открывает верхнюю крышку входного люка, выходит и закрывает за
собой верхнюю крышку. Как только он вышел и подал сигнал об этом,
производится осушение шлюзовой камеры. Если в ходе выхода из камеры
подводник не смог закрыть за собой люк, то его можно закрыть
дистанционно из отсека, с помощью пневмомашинки. Камера осушается,
открывается нижняя крышка, осматривается внутреннее состояние, и
загоняется очередной подводник. (фото avtonomka.org) Все повторяется. Добавлю, что, общение выходящего подводника с отсеком происходит
методом перестукивания. Один удар, вопрос:-«Как самочувствие?», ответ:-
«Хорошо!», Три удара, из отсека:-«Выходи», из камеры «Выхожу». Последний, покидающий отсек подводник, заходит сам в шлюзовую камеру,
с помощью специальной тяги закрывает за собой на защелку нижнюю крышку
люка, производит самостоятельное шлюзование, используя клапана и
манометры, находящиеся в камере. После выравнивания давления, в камере и
комбинезоне, открывает верхнюю крышку люка и …… покидает подводную
лодку. При всплытии на поверхность каждый подводник надувает
гидрокомбинезон, используя для этого два специальных 200 граммовых
баллона, переключается на дыхание в атмосферу и плавает на поверхности.
Очередной, вышедшей, делает то же самое, карабинами, находящимися на
поясе сцепляются между собой, что бы не раскидало по океану. В таком
состоянии ожидают помощи или стараются спастись сами. С небольшими техническими отличиями от кормового отсека,
осуществляется выход из центрального поста. При этом возможно
одновременное шлюзование 3-5 человек. Последний шлюзуется самостоятельно
используя клапана и манометры в камере. (фото avtonomka.org) А тем временем в 1 отсеке. Командир отсека, он же командир БЧ-3, именуемый просто «минный», разбивает весь личный состав на тройки. В торпедном отсеке (фото avtonomka.org) В первой тройке определяет, кто идет первый и тащит карабин буй –
вьюшки, кто второй и впереди себя толкает буй-вьюшку. Производит
инструктаж всего личного состава, как и в кормовом отсеке, по таблице
выбирается вариант выхода, все его запоминают. Далее готовится буй вьюшка, а именно отмеряется и отрезается линь из
расчета глубина подводной лодки плюс 20 % на снос. К концу линя
привязывается карабин. Определяется торпедный аппарат, через который будет осуществляться
выход личного состава. Обычно это два верхних аппарата, потому что слева
от выхода из них, есть специальная скоба для крепления карабина
буй-вьюшки. Если он не загружен торпедой — это хорошо, если загружен,
торпеда или выгружается из него на стеллаж или выстеливается в
безопасном состоянии. Аппарат готовится к выходу: - поднимаются все приборы и механизмы, которые могут помешать ползти по аппарату; - нагружается воздухом цистерна заполнения торпедного аппарата; - желательно убрать с соосного аппарату стеллажа торпеду, ибо она будет мешать подводникам, заползать в аппарат. Подводники готовят свое снаряжение ИСП-60, одевают его и готовятся к
выходу, согласно установленной очередности. Первая тройка подходит к
аппарату. Включается в аппарат ИДА-59, при этом он открывает только
вентиль АГК баллона. Открывается задняя крышка. Первый выходящий берет в
руку карабин буй-вьюшки, залезает в торпедный аппарат и ползет до
передней крышки по сухому аппарату, перед входом второго подводника в
аппарат запихивается буй-вьюшка, второй подводник залезает в аппарат и
ползет к ногам первого, останавливается на расстоянии вытянутой руки от
ступней первого. Третий, аналогично, залезает и ползет на расстояние
вытянутой руки от второго. Закрывается задняя крышка торпедного
аппарата. Открываются клапана осушения и клапана вентиляции торпедного
аппарата. Воздух выдавливает воду из цистерны и она подается в торпедный
аппарат, заполняя его. Аппарат заполняется на 3/4, после чего подача
воды останавливается. Подводник в топедном аппарате(фото avtonomka.org) Начинается выравнивание давления с забортным с помощью воздуха
среднего давления, при этом люди в аппарате открывают вентили
Кислородных баллонов, а по окончанию выравнивания давления закрывают
клапана на шлеме. Открывается передняя крышка, воздух со свистом уходит
из аппарата, а вода врывается в аппарат. При этом вода пытается
переместить подводников обратно к задней крышке. После открытия передней
крышки полностью и стихании водного потока, первый выходящий потихоньку
высовывается из аппараты, цепляет карабин буй-вьюшки за скобу и
удерживается в нише волнорезного щита. Второй выходящий выталкивает
буй-вьюшку и она всплывает. Первый цепляется карабином за буйреп и
начинает всплытие до первого мусинга. Аналогично поступает второй и третий выходящие. При этом каждый
подает сигнал о том, что он вышел. После выхода последнего, закрывается
передняя крышка, осушается торпедный аппарат. Готовится очередная группа. Вообще, общение между выходящими и отсеком – стандартное, кто не
хочет перестукиваться и отвечать на сигналы, тот бездуховность. Если
ответ хотя бы от одного, из выходящих, не последовал, то если аппарат не
заполнен — открывается задняя крышка и всех из аппарата заставляют
выползти в отсек, задом. Если аппарат заполнен — делают сброс воды через
заднюю крышку вместе с людьми. Далее спокойно объясняют, в чем кто не
прав и запихивают обратно, для повторного выхода. Если не поступил
сигнал о выходе из аппарата, то ждут 2-3 минуты, а потом закрывают
крышку и сливают воду. Все очень серьезно. Вышедшая группа, тем временем, всплывает и останавливается на
мусингах, согласно плана всплытия. Выйдя на поверхность, подводники
надувают гидрокомбинезоны, переключаются на дыхание в атмосферу,
сцепляются между собой и ждут остальных. Последний оставшихся в отсеке,
это или старшина команды торпедистов или командир БЧ-3, самостоятельно
не может выйти через торпедный аппарат, поскольку тот управляется только
снаружи. Поэтому есть два способа выхода, оба с помощью частичного затопления
отсека. В первом случае снимается блокировка открытия задней крышки
торпедного аппарата при открытой передней. Торпедный отсек заполняется
водой на 15-20 сантиметров выше верхнего уровня торпедного аппарата,
через который будет производится выход. Выравнивается давление в отсеке с
забортным, открываются передняя крышка. После чего производится выход
из отсека через торпедный аппарат. Есть еще один способ выхода из подводной лодки методом затопления
отсека и он одинаков для всех отсеков живучести. С его помощью можно
выходить как самостоятельно так и выводить весь личный состав,
находящийся в отсеке. Дело в том, что вокруг нижней крышки входного люка есть специальный
резиново-тканевой тубус — такая мягкая труба. В походном состоянии он
закреплен у подволока (потолка) и не мешает пользоваться люками. При
приготовлению к выходу методом затопления отсека, тубус опускается вниз,
растяжками крепится к палубе, на расстоянии от нее, где то около 1
метра. Подготовка личного состав — аналогичная рассмотренным выше. После установки тубуса отрывается нижняя крышка входного люка.
Производиться затопление отсека, таким образом, что бы уровень воды был
выше нижнего края тубуса на 15-20 сантиметров. Далее, используя воздух среднего давления, выравнивается давления в
отсеке с забортным. Первый выходящий открывает верхнюю крышку люка и… А
далее или все выходят свободным всплытием или выпускается буй-вьюшка и
личный состав выходит по буйрепу, соблюдая режим декомпрессии. Вот и рассмотрен вопрос:-"Можно ли выйти из затонувшей подводной лодки?". Ответ:- «Можно»… В идеале. А в реале? Когда лодка получает повреждения и ложится на грунт то
начинается всевозможные проблемы, препятствующие всему и вся. К таким
проблемам относятся: — полное или частичное обесточивание лодки (света нет); - затопление отсека (или нескольких) водой и как следствие повышение давления о нем; -
если затоплена батарея, это вообще финиш. При попадании морской воды в
электролит образуется ядовитый газ-ХЛОР, со всеми вытекающими
последствиями. А если помните – батарея как раз расположена, в
большинстве своем, в первом отсеке-отсеке живучести; - неровная покладка лодки на грунт, наличие кренов и дифферентов; -
и глубины затопления. Где найти такие малые глубины, если прямо у пирса
глубина 50-70 метров, а у выхода из базы сразу 200-250, и чем дальше,
тем глубже; - и последнее, поверхность океана. Если на верху шторм, а
он в осеннее — зимний период постоянно, а если снег и мороз градусов
40….
|