«Говорить про скрытность первых советских АПЛ было просто бессмысленно.Американцы дали им унизительное прозвище «ревущие коровы». Погонясоветских инженеров за другими характеристиками лодок (скоростью,глубиной погружения, мощностью вооружения) ситуацию не спасала. Самолёт,вертолёт или торпеда всё равно оказывались быстрей. А лодка, будучиобнаруженной, превращалась в «дичь», не успев стать «охотником».«Задача обесшумливания советских подлодок в восьмидесятых годах решатьсяначала. Правда, они всё равно оставались в 3—4 раза шумнее американскихАПЛ типа «Лос-Анджелес».
Вот такие высказывания постоянно встречаются в российских журналах икнигах, посвященных отечественным атомным подводным лодкам (АПЛ). Взятаэта информация не из каких-либо официальных источников, а изамериканских и английских статей. Именно поэтому ужасная шумностьсоветских/российских АПЛ и есть один из мифов США.
Следует отметить, что с проблемами шумности столкнулись не толькосоветские кораблестроители, и если нам удалось сразу создать боевую АПЛ,способную нести службу, то у американцев проблемы с первенцем оказалисьсерьезнее. «Наутилус» имел множество «детских болезней», что такхарактерны для всех экспериментальных машин. Его двигатель выдавал такойуровень шума, что сонары – главное средство ориентирования под водой –практически глохли. В результате во время похода в Северных морях врайоне о. Шпицберген, эхолокаторы «проглядели» дрейфующую льдину,которая повредила единственный перископ. В дальнейшем американцыразвернули борьбу за снижение шумности. Для достижения этого ониотказались от двухкорпусных лодок, перейдя к полуторокорпусным иоднокорпусным, пожертвовав при этом важными характеристиками субмарин:живучестью, глубиной погружения, скоростью хода. В нашей стране строилидвухкорпусные. Но были ли советские конструкторы не правы ,адвухкорпусные АПЛ столь шумными, что их боевое применение стало быбессмысленным?
Было бы, конечно, хорошо взять данные по шуму отечественных и зарубежныхАПЛ и их сравнить. Но, сделать это невозможно, потому что официальнаяинформация по данному вопросу до сих пор считается секретной (достаточновспомнить линкоры Айовы, по которым реальные характеристики былираскрыты только по прошествии 50 лет). По американским лодкам вообще нетникакой информации (а если она появится, то относиться к ней следуетстоль же осторожно, как к информации о бронировании ЛК Айова). Поотечественным АПЛ иногда встречаются разрозненные данные. Но что это заинформация? Вот четыре примера из разных статей:
1) При проектировании первой советской АПЛ создавался комплекс мер пообеспечению акустической скрытности…… Однако амортизаторы для главныхтурбин создать так и не удалось. В результате подводная шумность АПЛ пр.627 на повышенных скоростях возрастала до 110 децибел.
2) ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий для того времени уровеньакустической заметности (среди советских атомоходов второго поколенияданная подлодка считалась самой малошумной). Её шумность на полном ходув ультразвуковом диапазоне частот была менее 80, в инфразвуковом – 100,в звуковом – 110 децибел.
3) При создании АПЛ третьего поколения удалось достигнуть сниженияшумности по сравнению с лодками предыдущего поколения на 12 Децибел, илив 3,4 раза.
4)Начиная с 70-х годов прошлого века АПЛ снижали свою шумность в среднемна 1 дБ в два года. Только за последние 19 лет - с 1990 года понастоящее время - средняя шумность АПЛ США снизилась в десять раз, с 0,1Па до 0,01 Па.
Сделать какой-либо вменяемый и логичный вывод по этим данным об уровнешума в принципе невозможно. Поэтому нам остается один путь -проанализировать реальные факты службы. Вот наиболее известные случаи изслужбы отечественных АПЛ.
АПЛ проекта 675
1) В ходе автономного похода в Южно-Китайском море 1968 г. подлодка К-10из числа первого поколения атомных ракетоносцев СССР (675 проект),получила приказ на перехват авианосного соединения ВМС США. Авианосец«Энтерпрайз» прикрывал ракетный крейсер «Лонг-Бич», фрегаты и кораблиобеспечения. В расчетной точке капитан 1 ранга Р. В. Мазин вывелсубмарину через оборонительные рубежи американского ордера прямо под дно«Энтерпрайза». Прикрываясь шумом винтов исполинского корабля, подводнаялодка сопровождала ударное соединение тринадцать часов. За это времябыли отработаны учебные торпедные атаки по всем вымпелам ордера и снятыакустические профили (характерные шумы различных судов). После чего К-10успешно покинула ордер и на дистанции отработала учебную ракетнуюатаку.В случае реальной войны все соединение было бы уничтожено навыбор: конвенциональными торпедами или ядерным ударом. Интересноотметить, что американские специалисты оценивали проект 675 крайненизко. Именно эти подлодки они окрестили «Ревущими коровами». И именноих не смогли обнаружить корабли авианосного соединения США. Лодки 675-гопроекта использовались не только для слежения за надводными кораблями,но иногда «портили жизнь» и американским атомоходам, несшим дежурство.Так, К-135 в 1967 году в течении 5,5 часов осуществляла непрерывноеслежение за ПЛАРБ «Патрик Генри», оставаясь не обнаруженной сама.
2) В 1979 г. во время очередного обострения советско-американскихотношений, АПЛ К-38 и К-481 (пр.671) осуществляли несение боевой службыв Персидском заливе , где в тот период находилось до 50 кораблей ВМССША. Поход продолжался 6 месяцев. Участник похода А.Н. Шпоркодокладывал, что советские АПЛ действовали в персидском заливе весьмаскрытно: если ВМС США их кратковременно и обнаруживали, то не моглиправильно классифицировать, а тем более организовать преследование иотработать условное уничтожение. Впоследствии эти выводы былиподтверждены данными разведки. В то же время слежение за кораблями ВМССША осуществлялось на дальности применения оружия и в случае полученияприказа они были бы отправлены на дно с вероятностью близкой к 100%
3)В марте 1984 года США и Южная Корея проводили свои очередные ежегодныевоенно-морские учения Team Spirit.. В Москве и Пхеньяне внимательноследили за учениями. Для наблюдения за американской авианосной ударнойгруппой, состоящей из авианосца Kitty Hawk и семи боевых кораблей СШАбыла отправлены торпедная атомная подводная лодка К-314 (пр.671, этовторое поколение АПЛ, также упрекаемое за шумность) и шесть боевыхкораблей. Через четыре дня К-314 удалось обнаружить авианосную ударнуюгруппу ВМС США. Наблюдение за авианосцем проводилось в течениепоследующих 7 суток, затем после обнаружения советской АПЛ , авианосецзашел в территориальные воды Южной Кореи. "К-314" оставалась внетерриториальных вод.
Потеряв гидроакустический контакт с авианосцем, лодка под командованиемкапитана 1-го ранга Владимира Евсеенко продолжила поиск. Советскаясубмарина направилась в предполагаемую точку нахождения авианосца, ноего там не оказалось. Американская сторона хранила радиомолчание.21 марта советская субмарина обнаружила странные шумы. Для выясненияобстановки лодка всплыла на перископную глубину. На часах было началоодиннадцатого. По словам Владимира Евсеенко, было замечено несколькоамериканских кораблей, которые шли навстречу. Было принято решениепогружаться, но было поздно. Незамеченный экипажем подводной лодкиавианосец с выключенными ходовыми огнями двигался со скоростью около 30км/ч. К-314 находилась впереди Kitty Hawk. Произошел удар, за ним ещеодин. Сначала команда решила, что повреждена рубка, но при проверке водув отсеках не обнаружили. Как выяснилось, при первом столкновении былпогнут стабилизатор, при втором был поврежден винт. Ей на помощь былвыслан огромный буксир «Машук». Лодку отбуксировали в бухту Чажма, в 50км к востоку от Владивостока, где ей предстояло пройти ремонт.
Для американцев столкновение было также неожиданным. По их словам, послеудара они увидели удаляющийся силуэт подводной лодки без навигационныхогней. Были подняты два американских противолодочных вертолета SH-3H.Сопроводив советскую подводную лодку, они не обнаружили у нее каких-либовидимых серьезных повреждений. Тем не менее, при ударе у подводной лодкибыл выведен из строя гребной винт, и она стала терять скорость. Винтомбыл поврежден и корпус авианосца. Оказалось, что его днище былопропорото на 40 м. К счастью, никто в этом инциденте не пострадал. KittyHawk был вынужден отправиться на ремонт на военно-морскую базу Субик-Бейна Филиппинах перед тем, как вернуться в Сан-Диего. При осмотреавианосца был обнаружен застрявший в корпусе фрагмент винта К-314, атакже куски звукопоглощающего покрытия подводной лодки. Учения былисвернуты.Происшествие наделало немало шума: в американской прессеактивно обсуждалось, как подводная лодка смогла подплыть незамеченной настоль близкое расстояние к авианосной группе ВМС США проводящей учения,в том числе с противолодочной направленностью.
АПЛ проекта 671РТМ
4) Зимой 1996 года в 150 милях от Гебридских островов. Посольство Россиив Лондоне 29 февраля обратилось к командованию ВМС Великобритании спросьбой оказать помощь члену экипажа подлодки 671РТМ (шифр «Щука»,второе поколение+), который перенес на борту судна операцию по удалениюаппендицита, с последующим перитонитом (его лечение возможно только вусловиях стационара). Вскоре больного вертолетом «Линкс» с миноносца«Глазго» перенаправили на берег. Однако британские СМИ не столькоумилялась проявлению военно-морского сотрудничества между Россией иВеликобританией, сколько выражали недоумение по поводу того, что вовремя того как в Лондоне велись переговоры, в Северной Атлантике, в томрайоне, где находилась подводная лодка ВМФ России, проходили натовскиепротиволодочные маневры (кстати, в них участвовал и ЭМ «Глазго»). Ноатомоход удалось засечь лишь после того как он сам всплыл на поверхностьдля передачи матроса на вертолет. По словам газеты «Таймс», русскаяподлодка продемонстрировала свою скрытность при осуществлении слеженияза противолодочными силами, ведущими активный поиск. Примечательно, чтоангличане в официальном заявлении сделанном для СМИ первоначальноотнесли «Щуку» к более современному (более малошумному) проекту 971, итолько после признали, что не смогли заметить по их же утверждениямшумную советскую лодку пр. 671РТМ.
5) В одном из полигонов СФ недалеко от Кольского залива 23 мая 1981 годапроизошло столкновение советской АПЛ K-211 (ПЛАРБ 667-БДР) иамериканской подлодкой типа «Стёрджен». Американская подводная лодкапротаранила своей рубкой кормовую часть K-211, во время отработки еюэлементов боевой подготовки. Американская субмарина не всплыла в районестолкновения. Однако в районе английской базы ВМФ Холи-Лох черезнесколько суток появилась американская атомная подлодка с ярковыраженным повреждением рубки. Наша подлодка всплыла, и пришла в базусвоим ходом. Здесь субмарину ожидала комиссия, которая состояла изспециалистов промышленности, флота, проектанта и науки. К-211 былапоставлена в док, и там во время осмотра были обнаружены пробоины в двухкормовых цистернах главного балласта, повреждение горизонтальногостабилизатора и лопастей правого винта. В повреждённых цистернах нашлиболты с потайными головками куски плекса и металла от рубки субмариныВМФ США. Более того, комиссии по отдельным деталям удалось установить,что советская субмарина столкнулась именно с американской подлодкой типа«Стёрджен. Огромные ПЛАРБ пр 667 как и все ПЛАРБ не был предназначен длярезких маневров, от которых не могла бы увернуться американская АПЛ,поэтому единственное объяснение данного происшествия это то, что«Стерджент», не видел и даже не подозревал о нахождении внепосредственной близости К-211. Следует отметить, что лодки типа«Стерджен предназначались именно для борьбы с подводными лодками и неслисоответствующие современное поисковое оборудование.
Следует отметить, что столкновения подводных лодок не так уж редки.Последним для отечественной и американской АПЛ было столкновение уострова Кильдин, в российских территориальных водах, 11 февраля 1992года АПЛ К-276 (вступила в строй в 1982 году) под командованием капитанавторого ранга И. Локтя столкнулась с американской атомной подлодкой«Батон Руж» («Лос-Анджелес»), которая осуществляя слежение за кораблямиВМФ России в районе учений, проворонила российскую АПЛ . В результатестолкновения у «Краба» была повреждена рубка. Положение американскойатомной субмарины оказалось более тяжелым, она с трудом сумела дойти добазы, после чего решили лодку не ремонтировать, а вывести из состава флота.
Повреждение рубки К-276 Повреждение носовой части АПЛ "Батон Руж"
6)Пожалуй, самым ярким фрагментом в биографии судов проекта 671РТМ сталоих участие в крупных операциях «Апорт» и «Атрина», проведенных силами33-й дивизии в Атлантике и значительно поколебавшими уверенностьСоединенных Штатов в возможности своего ВМФ решать противолодочные задачи.Из Западной Лицы 29 мая 1985 года одновременно вышли три подлодкипроекта 671РТМ (К-502, К-324, К-299), а также субмарина К-488 (проекта671РТ). Позднее к ним присоединилась АПЛ проекта 671 – К-147.Разумеется, выход целого соединения атомных подлодок в океан длявоенно-морской разведки США не мог остаться незамеченным. Началисьинтенсивные поиски, но они ожидаемых результатов не принесли. При этомдействующие скрытно советские атомоходы, сами следили за ракетнымиподводными лодками ВМФ США в районе их боевого патрулирования (например,у АПЛ К-324 было три гидроакустических контакта с АПЛ США, общейпродолжительностью 28 часов. А К-147 оборудованная новейшей системойслежения за АПЛ по кильватерному следу , используя указанную систему иакустические средства, выполнила шестисуточное (!!!) слежение заамериканской ПЛАРБ «Симон Боливар». Кроме того субмарины изучали итактику действия американской противолодочной авиации. Американцамудалось установить контакт только с уже возвращающейся на базу К-488. 1июля операция «Апорт» завершилась.
7) В марте-июне 87-го года провели близкую по размаху операцию «Атрина»,в которой участвовало пять субмарин проекта 671РТМ — К-244 (подкомандованием капитана второго ранга В. Аликова), К-255 (подкомандованием капитана второго ранга Б.Ю. Муратова), К-298 (подкомандованием капитана второго ранга Попкова), К-299 (под командованиемкапитана второго ранга Н.И. Клюева) и К-524 (под командованием капитанавторого ранга А.Ф. Смелкова). Хотя о выходе атомных подлодок из ЗападнойЛицы американцы узнали, они потеряли суда в Северной Атлантике. Вновьначалась «подводная охота», к которой привлекли практически всепротиволодочные силы американского Атлантического флота — самолетыберегового и палубного базирования, шесть противолодочных атомныхподлодок (в дополнение к субмаринам, уже развернутым военно-морскимисилами Соединенных Штатов в Атлантике), 3 мощные корабельные поисковыегруппы и 3 новейших судна типа «Столуорт» (корабли гидроакустическогонаблюдения), которые использовали мощные подводные взрывы дляформирования гидроакустического импульса. К поисковой операции былипривлечены корабли английского флота. По рассказам командировотечественных подлодок, концентрация противолодочных сил была настолькобольшой, что казалось невозможно подвсплыть для подкачки воздуха исеанса радиосвязи. Для американцев потерпевшим неудачу в 1985 годунеобходимо было вернуть себе лицо. Несмотря на то, что в район былистянуты все возможные противолодочные силы ВМС США и их союзников,атомным подводным лодкам удалось незамеченными достигнуть районаСаргассова моря, где советскую «завесу» наконец обнаружили. Первыенепродолжительные контакты с подлодками американцам удалось установитьлишь через восемь суток после того как началась операция «Атрина». АПЛпроекта 671РТМ при этом были ошибочно приняты за ракетные подводныекрейсеры стратегического назначения, что только усилило обеспокоенностьвоенно-морского командования США и политического руководства страны(нужно напомнить, что данные события пришлись на пик «холодной войны»,которая в любое время могла превратится в «горячую»). Во времявозвращения на базу для отрыва от противолодочных средств американскихВМС командирам субмарин было разрешено применять секретные средствагидроакустического противодействия, до этого момента советские АПЛуспешно скрывались от противолодочных сил исключительно благодаряхарактеристикам самих субмарин.
Успех операций «Атрина» и «Апорт» подтвердил предположение, чтовоенно-морские силы Соединенных Штатов при массированном использованииСоветским Союзом современных атомных подлодок не смогут организоватьсколько-нибудь эффективного противодействия им.
Как видим из имеющихся фактов, американские противолодочные силы не былиспособны обеспечить обнаружение советских АПЛ в том числе и первыхпоколений, и обезопасить свои ВМС от внезапного удары из глубин. А всезаявления что «Говорить про скрытность первых советских АПЛ было простобессмысленно» не имеют под собой основы.
Теперь разберем тот миф, что большие скорости, маневренность и глубинапогружения не дают никаких преимуществ. И вновь обратимся к известнымфактам:
АПЛ проекта 661
1)В сентябре-декабре 1971 г. советская атомная субмарина проекта 661(номер К-162) совершала свой первый поход на полную автономность сбоевым маршрутом от Гренландского моря до Бразильской впадины.В октябреподлодка встала на перехват авианосного ударного соединения ВМС США, воглаве которого шел авианосец «Саратога». Субмарину смогли засечь накораблях прикрытия и попытались отогнать. В обычных условиях засечкаподводной лодки означала бы срыв боевой задачи, но только не в этомслучае. К-162развивала скорость свыше 44 узлов в подводном положении.Попытки отогнать К-162, или оторваться на скорости не имели успеха.Шансов у «Саратоги» при максимуме хода в 35 узлов не было никаких. Входе многочасовой погони советская подлодка отработала учебные торпедныеатаки и несколько раз выходила на выгодный ракурс для пуска ракет«Аметист». Но самое интересное, что подводный крейсер маневрировал стольбыстро, что американцы были уверены, что их преследует «волчья стая» –группа субмарин. Что это значит? Это говорит о том, что появление лодкив новом квадрате было для американцев столь неожиданным, а точнеенеожидаемым, что они считали это контактом с новой ПЛ. Следовательно вслучае боевых действий поиск и нанесение ударов на поражение американцыпроизводили бы совершенно в другом квадрате. Таким образом не уйти отатаки, ни уничтожить субмарину при наличии высокой скорости АПЛпрактически невозможно.
АПЛ проекта 705
2) Вначале 1980-х гг. одной из атомных подлодок СССР, котораядействовала в Северной Атлантике, был установлен своеобразный рекорд,она в течение 22 часов следила за атомоходом «потенциальногопротивника», находясь в кормовом секторе объекта слежения. Несмотря навсе попытки командира натовской подлодки изменить ситуацию, сбросить «схвоста» противника не удалось: слежение прекратили только после того каккомандир советской субмарины получил с берега соответствующиеприказания. Этот случай произошел с атомной подводной лодкой 705-гопроекта — пожалуй самым неоднозначным и ярким судном в историисоветского подводного кораблестроения. Этот проект заслуживает отдельнойстатьи. АПЛ пр.705 имели максимальную скорость хода, которая сопоставимасо скоростью универсальных и противолодочных торпед «потенциальныхпротивников», но главное, благодаря особенностям энергоустановки (нетребовался спец. переход на повышенные параметры главной энергоустановкипри увеличении скорости, как это было на субмаринах с водоводянымиреакторами), были способны развить полный ход за минуты, имеяпрактически «самолетные» разгонные характеристики. Значительная скоростьпозволяла за короткое время зайти в «теневой» сектор подводного илинадводного корабля, даже если «Альфа» предварительно была обнаруженагидроакустиками противника. По воспоминаниям контр-адмирала Богатырева,в прошлом являвшегося командиром К-123 (проект 705К), субмарина могларазвернуться «на пятачке», что особенно важно во время активногослежения «неприятельской» и своей подлодок друг за другом. «Альфа» недавала возможности другим подлодкам зайти себе в курсовые кормовые углы(то есть в зону гидроакустической тени), которые особо благоприятны дляосуществления слежения и нанесения внезапных торпедных ударов.
Высокие маневренные и скоростные характеристики атомной подводной лодкипроекта 705 дали возможность отработать эффективные маневры уклонения отторпед противника с дальнейшей контратакой. В частности, подлодка моглана максимальной скорости осуществить циркуляцию на 180 градусов и ужеспустя 42 секунды начать движение в обратном направлении. Командирыатомных подлодок проекта 705 А.Ф. Загрядский и А.У. Аббасов говориличто, подобный маневр давал возможность при постепенном наборе скоростидо максимальной и одновременном выполнении разворота с изменениемглубины заставлять противника следящего за ними в режимешумопеленгования терять цель, а советской атомной подлодке — заходить «вхвост» противника «по истребительному».
АПЛ К-278 Комсомолец
3) 4 августа 1984 атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец», совершиланебывалое в истории мирового военного мореплавания погружение - стрелкиее глубиномеров сначала замерли на 1000-метровой отметке, а потомпересекли ее. К-278 совершила плавание и маневрирование на глубине1027м, а на глубине 1000 метров произвела торпедную стрельбу.Журналистам это кажется обычной блажью советских военных иконструкторов. Им непонятно зачем нужно достижение таких глубин, еслиамериканцы в то время ограничились 450 метрами. Для этого надо знатьокеанскую гидроакустику. Увеличение глубины снижает возможностьобнаружения не линейно. Между верхним, сильно прогретым слоем океанскойводы и нижним, более холодным, лежит так называемый слой температурногоскачка. Если, скажем, источник звука находится в холодном плотном слое,над которым расположен теплый и менее плотный слой, звук отражается отграницы верхнего слоя и распространяется только в нижнем холодном слое.Верхний слой в этом случае представляет собой «зону молчания», «зонутени», в которую не проникает шум от гребных винтов подводной лодки.Простые шумопеленгаторы надводного противолодочного корабля не всостоянии будут ее нащупать, и подводная лодка может чувствовать себя вбезопасности. Таких слоев в океане может быть несколько, и каждый слойдополнительно скрывает субмарину. Еще больший скрывающий эффект имеетось земного звукового канала ниже которой находилась рабочая глубинаК-278. Даже американцы признавали, что обнаружить АПЛ на глубине от 800м и более невозможно никакими средствами. Да и противолодочные торпедыне рассчитаны на такую глубину. Таким образом К-278 идущая на рабочейглубине была невидима и неуязвима.
Возникают ли после этого вопросы о важности максимальных скоростей,глубины погружения и маневренности для субмарин?
А теперь приведем заявления официальных лиц и учреждений, которыепочему-то отечественные журналисты предпочитают игнорировать.
По данным ученых из МФТИ приведенным в труде «Будущее стратегическихядерных сил России:дискуссия и аргументы»(изд. Долгопрудный, 1995).юдаже при самых благоприятных гидрологических условиях (вероятность ихвозникновения в северных морях не более 0,03) АПЛ пр. 971 (для справки:серийное строительство началось в далеком 1980 году) могутобнаруживаться американскими АПЛ «Лос Анджелес» с ГАКAN/BQQ-5 надальностях не более 10 км. При менее благоприятных условиях (т.е. при97% погодных условий в северных морях) обнаружить российские АПЛ невозможно.
Имеется и заявление видного американского военно-морского аналитикаН.Полморана сделанное на слушаньях в комитете по национальнойбезопасности палаты представительства конгресса США: «Появление русскихлодок 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроителиликвидировали разрыв в шумности гораздо раньше, чем мы могли себепредположить. По данным ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7узлов шумность русских лодок 3-го поколения, фиксировавшаяся средствамигидроакустической разведки США, была ниже шумности наиболее совершенныхАПЛ ВМС США типа Improved Los Angeles»
По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д.Бурда(Jeremi Boorda)сделанного в 1995году, американские корабли не всостоянии сопровождать российские АПЛ третьего поколения на скоростях6-9 узлов.
Вероятно, этого достаточно, чтобы утверждать, что российские «ревущиекоровы» в состоянии выполнить стоящие перед ними задачи при любомпротиводействии противника.
/Автор Эдуард Решетников/
Связанные статьи:
нет.  
Категория: Перепечатки | Добавил: harushima (24.12.2014)
Просмотров: 1497
| Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]