В начале XX века до момента активного использования радиолокационных
средств для обнаружения кораблей камуфляж играл очень важную роль. Когда
началась Первая мировая война английские, американские и французские
суда оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками, которые с
большим успехом уничтожали корабли союзников. К тому же, любые попытки
замаскировать суда в море были неудачными, поскольку приспособить тот
или иной вид камуфляжа к постоянно изменяющимся условиям внешней среды
(воде и небу) не удавалось. Какое бы не было сочетание цветов,
скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других.
«Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage) придумал британский
художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который накануне Первой мировой
войны служил в подводном флоте.
Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в
какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил
раскрашивать корабли абстрактно — «разбивать» корпус неожиданными
линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.
Дизайн рисунка напоминал картину кубизма, в которой изображено
огромное количество цветных геометрических фигур, хаотично перемешанных
друг с другом. Подобная конструкция усложняет визуальное восприятие
корабля, выявление его очертаний, не дает возможность противнику
отличить правый борт от левого, чтобы точно определить направление
движения.
Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить
противника визуально и целились не в само судно — оно ведь двигалось — а
старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент
прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали
промах. Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной
точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в
перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих
носов, и что это вообще такое.
Для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники.
Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный
«кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно
отличались. В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные
типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали
получать не только военные, но и пассажирские суда.
Лайнер HMS Alsatian
Первопроходцем применения на практике «ослепляющего камуфляжа» стал
британский лайнер HMS Alsatian, который в 1917 году вышел в открытое
море. Предварительно использование необычного метода окраски многократно
тестировалось на небольших деревянных моделях в студии. К тому же,
большинство узоров и линий были нарисованы студентками Королевской
академии художеств Лондона. Но в проекте, кроме художников-живописцев,
были задействованы еще и скульпторы, художники декораторы и другие
творческие люди, которые создавали самые различные образы разнообразных
вариантов расцветки.
Среди цветов, которые часто можно было увидеть на камуфляже, были не только черно-белые тона, но и зеленый, оранжевый и другие.
Дополняли окрас так называемой поддельной головной волной под
форштевнем, которая создавала эффект увеличения скорости корабля. Ложную
волну рисовали под кормой, таким образом, вызывая у командиров подлодок
оптическую иллюзию удаления судна, которое в реальности
приближался.Дополняли окрас поддельной головной волны под форштевнем,
создающей эффект увеличения скорости корабля, точные данные о которой
необходимы при расчете движения торпеды. Ложную же головную волну
наносили под кормой, вызывающую у командиров лодок оптическую иллюзию
удаления судна, в реальности же приближающегося.
Американский корабль
Немецкий корабль
Российский корабль
После успешных испытаний, «ослепляющий камуфляж» был взят на
вооружение не только британским флотом, но и флотом США, России и
Франции. Необычную раскраску, кроме военных кораблей, использовали также
и на торговых судах.
Флотские ветераны традиционно с насмешкой относились к подобной
раскраске, сравнивая ее с внешним видом портовых дам, но сами моряки,
которые были задействованы в боевых действиях, быстро оценили
преимущества данного вида камуфляжа, поскольку атаки немецких подлодок
все чаще ставали безрезультатными.
Как писал сам Норман Уилкинсон, основной целью необычных схем
камуфляжа являлось введения врага в заблуждения, а не заставить его
пропустить свой выстрел. Противник, увидев разнообразные яркие линии и
орнаменты, не мог правильно определить форму судна, направление и
скорость его движения. В итоге, в большинстве случаев пущенные торпеды
из немецких субмарин не достигали своей цели. В дизайне рисунка избегали
прямых линий, а использовали скошенные и кривые линии и полосы, которые
давали большее искажение.
Во время Второй мировой войны «ослепляющий камуфляж» активно начали
использовать американцы. В необычные цветовые схемы и орнаменты были
окрашены линкоры класса Теннесси и несколько авианосцев.
Французский крейсер, 1937 год.
Правда, после введения в действие радиолокационных средств
обнаружения целей на кораблях Dazzle камуфляж понемногу начал терять
свою актуальность. В скором времени американские корабли перекрасили в
привычный для всех туманно-серый цвет.
Сегодня Dazzle-стиль можно увидеть только на музейных экспонатах.
На фото: музей-линкор «Белфаст», стоящий в Темзе в центре Лондона.
Тем не менее, инструкции по составлению и
использованию Dazzle-камуфляжа были рассекречены в Британии лишь совсем
недавно — в 2011 году. В США и России подобные документы пока еще не
переданы широкой публике.
Страницы секретных инструкций.
Источник.
|