Цилиндр – "высокая шляпа для джентльменов, имеющих высокие цели".
Взято с http://www.livejournal.ru/themes/id/11199
Еще в начале XX века на улице было практически
невозможно увидеть человека с непокрытой головой. Какие шляпы были
популярны в то время? Когда цилиндр уступил свои позиции котелку? Какую
шляпу носил Индиана Джонс?
Цилиндр – "высокая шляпа для джентльменов, имеющих высокие цели" –
квинтэссенция английского дендизма. Это несомненно самая популярный вид
шляп всего XIX века. [...]
Бытует забавная легенда с первым упоминанием об этом "чудовищном изобретении" в январе 1797 года:
"Джон Гетерингтон гулял вчера по тротуару набережной, имея на голове
громадную трубу, сделанную из шелка и отличавшуюся странным блеском.
Действие ее на прохожих было ужасно!" Пишут что его оштрафовали на 500
(!) фунтов, но спустя всего несколько лет цилиндр уже оказался на пике
моды. И весь 19 век мужчины, как проклятые, носили неудобную высокую
шляпу, которая цепляется за ветки деревьев и дверные проемы, к тому же
зрительно делает человека ниже, чем он есть на самом деле. Цилиндр очень
громоздок, поэтому в 1823 году во Франции был изобретён "шапокляк" -
складной цилиндр. Тулья цилиндра стала мягкой и держалась на распорке, в
помещении шляпа складывалась и пряталась подмышку. Как тут не вспомнить
пресловутую старуху Шапокляк из мультфильма про Чебурашку - которая
ходит в полу-сложеном "шапокляке" :)
Из повседневного употребления цилиндры совершенно вышли после Первой
Мировой войны. Они еще какое-то время носились в торжественных случаях
(званные вечера, общественные церемонии, ритуальные похороны, свадьбы).
Дипломатический этикет регламентировал ношение цилиндра вплоть до 1970-х
гг. [...]
Котелок – ещё один символ всего истинно британского. Создали котелок
примерно в 1850 году. Шляпа изготовлялась из фетра, получаемого из
кроличьего и заячьего меха, который пропитывали шеллаком и ртутным
раствором!!! [sic!]
Если XIX век это цилиндр - то начало ХХ-го, это несомненно котелок.
[...] Ведь котелок быстро стал очень демократичной шляпой. Его носили
как стильный аксессуар к пиджачному костюму, заменившему сюртук, –
котелок придавал щеголеватый вид и позволял думать, что каждый может
быть джентльменом, если наденет "правильную шляпу" :)
В США он даже считался формальным головным убором, заменив цилиндр.
Если цилиндр стал не моден после Первой Мировой - то котелок утратил свою роль с конца второй мировой войны.
Но, в Англии котелок оставался неотъемлемой частью официального
костюма лондонского Сити еще вплоть до 1960-х. Котелки и по сей день
можно видеть на скачках в Эпсоме, менее помпезных, чем аскотские.
Интересно, что и сегодня котелок можно увидеть в Лондоне - по традиции,
его обязаны надевать гвардейские офицеры, когда они переодеваются в
гражданское платье. [...]
Как бы не были популярны цилиндр и котелок, при слове "шляпа" у вас перед глазами встанет скорее всего федора.
Это классическая для джентльмена шляпа с магкими полями, которые
можно носить поднятыми или опущенными. "Федору" называют еще snap brim
("переломленное поле"), потому что заднюю часть поля этой шляпы принято
заламывать кверху, а переднюю - опускать на глаза для пущей
таинственности. На тулье "федоры" есть три вмятины. Справа, слева,
наверху - для трех пальцев, которыми приподнимают шляпу при виде особо
соблазнительной дамы или сдвигают ее еще ниже на глаза, если дама пришла
мимо, не удосужившись взглянуть.
Своё название "федора" получила от одноимённой пьесы Викторьен Сарду 1882 года.
Сегодня, несомненно, самым известным обладателем подобной шляпы
является "Индиана Джонс" - голливудский актер Харрисон Форд. [...]
Женские шляпки
Взято с http://gorod.tomsk.ru/index-1251816667.php
Шляпы - важная деталь женского костюма на все случаи жизни.
Ее любят, носят и снимают. Это чрезвычайно важное дополнение гардероба
почти ушло из нашей жизни, ведь в России XX век постарался стереть
классовые различия, а шляпа умудрилась попасть в атрибут буржуазии.
Между тем история шляпы в России насчитывает 300 лет, и полна она
невероятных событий, рассказывающих и о причудах моды и об особой роли
этой части костюма. Кто только не решал судьбу шляпы в русском обществе –
модистки и модницы, художники и поэты, церковь и даже цари. А все это
из-за того, что среди модных и актуальных аксессуаров шляпа занимает
очень высокое, главенствующее положение.
История шляп богата на события. С давних времен головной убор шляпы
наделяли магическими свойствами и принимали за своего рода «двойника»
головы. Шляпа является не просто элементом костюма, но и своеобразным
культурным и художественным феноменом.
К сожалению, даже археологи не могут сказать, что представлял из себя
первый в мире головной убор, изобретение которого историки приписывают
древнегреческим мастерам. Главным прародителем всех современных шапок,
кепок и беретов уже давно принято считать «пилос» - солнцезащитный
чепчик, который мужчины и женщины часто надевали на голову во время
полевых работ. А что касается шляп...считается, что их прародителем стал
головной убор из обыкновенной соломы, с полями и тульей. По другой
версии, прототипом современных шляпок является ни что иное, как
остроугольные колпаки под названием «генины» - такие как носили на своих
головах звездочёты и колдуны. Во Франции - стране, признанной
законодательницей мод, подобные головные уборы появились на головах
бургундских придворных дам. Причём, чем знатнее была дама, тем выше был
генин на её голове. Знатнейшие из знатнейших порой даже не вписывались в
стандартные двери (из-за высоты своего генина) и поэтому для них
прорубали особые двери..
Во времена Средневековья головной убор мог многое рассказать о своём
хозяине. Как писал знаменитый немецкий поэт XIX столетия Кристиан
Гентер:
«По недоступным мне причинам во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина по шляпе лишь была видна...»
Действительно, по головному убору можно было легко определить
общественное положение и статус человека. Выбор шляпы мог рассказать о
принадлежности особы к великосветскому обществу, к богеме, а также о его
неординарности. В средние века шляпы, богато украшенные дорогими мехами
или драгоценными камнями, считались предметом роскоши.
Богатые женщины придавали этой детали гардероба огромное значение, ведь
шляпки в то время были чем-то вроде визитной карточки. И чем шляпка
оригинальней – тем лучше! У представительниц бедных классов дела со
шляпками обстояли совершенно по-другому. Их беспокоила разве что
функциональность шляпы и её удобство. Иногда шляпка заменяла собой
зонтик. Новые шляпки бедные женщины приобретали редко, так как стоили
они чрезвычайно дорого...
Чем только не украшали шляпы в те далёкие времена! Для этого
использовали драгоценности, мех, ленты, перья, вышивку, кружева,
пуговицы, кокарды, живые цветы... Во времена правления короля Карла
Великого украшение головного убора перьями петуха или фазана считалось
чуть ли не наивысшей наградой, а вот к шапкам и шляпам провинившихся
каким-то образом особ, прикрепляли общипанные чучела маленьких птиц,
обитавших в лесах...
В эпоху Ренессанса возникла мода на шёлковые и бархатные береты, очень
изящные, утончённые и элегантные. Затем, в семнадцатом столетии, их
сменили треуголки и парики. А век спустя повились невысокие фетровые
шляпки чёрного цвета и круглой формы, которые впоследствии стали
прародителями цилиндров.
По словам мастеров шляпных дел, XIX столетие стало поистине золотым
веком шляп, ведь в это время появилось огромное многообразие головных
уборов, их форм и отдельных деталей. Малюсенькая женская шляпка под
смешным названием «биби», чепчик с обилием лент и кружев, шляпка с
мантоньерками, сделанная из соломы и носящая имя «гнездо шута», тюрбан,
богато украшенный драгоценностями и птичьими перьями, изысканный
малиновый берет – это ещё не полный список...
Где-то в середине XIX столетия наступило пресыщение роскошью женских
шляп и женщины начали активно осваивать гардероб противоположного
пола... Шёлковые цилиндры, соломенные канотье, спортивные кипи и
ковбойские шляпы – всё это довольно быстро пришлось по вкусу дамам.
В следующем, двадцатом веке, роковую роль в шляпной моде сыграли
опять-таки женщины! Это были Коко Шанель и Эльза Скьяпарелли. Шанель
постаралась придать головным уборам для женщин лаконичную элегантность, а
Скьяпарелли, вдохновлённая сюрреалистическими произведениями Сальвадора
Дали, создала знаменитые шляпки-башмачки...
Популярные во все времена фетровые шляпы являются, можно сказать,
национальным головным убором русского народа. Ещё древнерусские
крестьяне носили так называемые «гречневики» - это такие головные уборы,
которые имели треугольную форму, их валяли так же, как и валенки, из
овечьей шерсти, а формовали на горшках, в которых варили гречневую кашу.
Отсюда и название. Попав под влияние европейской культуры, этот
головной убор начал постепенно облагораживаться. А во время правления
царицы Екатерины в деревне Клёново, расположенной рядышком с Подольском,
серьёзно и основательно занялись производством фетра. Теперь его
изготавливали не из грубой шерсти овец, а из пуха зайчиков и кроликов,
который был гораздо мягче и нежнее... Кстати, прославленный велюровый
фетр изготавливали именно из пуха, выстриженного со спинной части
заячьей шкурки. А качество головного убора в те времена определяли вот
таким способом: брали шляпку за борта и пробовали её на ощупь – если
головной убор «выезжал» из-под пальцев – значит, качество отменное!
До тридцатых годов прошлого тысячелетия фетровые шляпы изготавливали
вручную, а затем наладили промышленное производство головных уборов из
фетра. Основное преимущество фетровых шляп и шапочек – это то, что они
независимо от погодных условий, способны быстро восстанавливать свою
первоначальную форму.
В России история шляп насчитывает уже три столетия. Одна их самых
знаменитых шляпок второй половины XVIII столетия, богато украшенная
колосьями и полевыми цветами, носила имя «Памела» - она была названа так
в честь главной героини романа Сэмюэла Ричардсона «Памела или
вознаграждённая добродетель».
Во все времена шляпа считалась таинственным аксессуаром. Когда-то она
являлась неизменным атрибутом магов и ведьм, и ей приписывали магические
свойства.... И сейчас многие утверждают, что, надев шляпу, можно не
только преобразиться внешне, но даже изменить своё самоощущение.
Действительно, каждая женщина может легко почувствовать себя
древнегреческой красавицей или мексиканской сеньоритой...
Начало ХХ века - модерн, и дорога в новый век была устлана цветами.
Цветы были повсюду: на фасадах домов, на мебели, на посуде, на платьях, в
прическах и, разумеется, на шляпках. Женщина напоминала прекрасный
цветок: осиная талия, струящаяся узкая юбка, высокий бюст украшен
обилием кружев и лент, а завершала композицию головка - пышный бутон, в
обрамлении шикарной густой прически с использованием накладных волос и
живых цветов. В моду вошли широкополые шляпы, которые могли уместить на
своих полях цветы и цветочки: пармские фиалки, камелии, розовые
букетики. Шляпки напоминали клумбы Павловского парка, а порой и
диковинные клетки с райскими птичками, чьи чучела использовались в
декоре. Конечно, эта красота была тяжеловесна, но мода диктовала свои
законы. Сторонницам более простой, практичной моды удавалось выйти из
положения следующим образом - они украшали шляпки типа канотье россыпью
незабудок или розовым бутоном, а также всем тем, что произрастает на
лугах и полях близ городов.
1909-1911 годы. О времена, о нравы! Нет больше осиной талии, талии нет
как таковой. Юбка стала прямой и умеренно узкой. Набирала силу женская
эмансипация. Рушились старые каноны - мир захлестнуло танго. Поля
дамских шляпок становятся значительно уже и странным образом загибаются
вверх, от прежних цветочных клумб не осталось и следа, только вуаль
держит свои позиции.
В это самое время, в 10-20-е года ХХ века робко появляется на свет новая
форма - "ток". Эта шляпка напоминает коробочку, поля у нее отсутствуют,
она сидит ровно по голове и чем-то напоминает современную купальную
шапочку. Триумф этой формы придется на 30-е годы.
Однако мода хоть и диктатор, но позволяет некие вольности, особенно
женщинам практичным. Они продолжают носить мягкие широкополые головные
уборы, которые защищают нежную кожу от солнечные лучей и помогают
сохранить эбонитовую бледность. Зимой предпочтение отдается маленьким
круглым шапочкам из меха или плотного фетра с вуалью или без нее.
Война 1914 года законсервировала моду, а подчас свела к нулю попытки
обновления женского гардероба. Все постепенно упростилось: прически
утратили накладные букли, их место занял прямой или косой пробор,
который заканчивался тугим узлом на затылке. Шляпки лишились своей
пышности, цветы и птички ушли в историю, их место заняли скромные ленты и
перышки.
Мировая война и революция способствовала определенным сдвигам в
обществе, в том числе и в моде. Расширяются права женщин, что
незамедлительно сказывается на их внешности.
Теперь женщина выглядит деловой и моложавой, она не нуждается в
посторонней помощи, в помощи мужчины. Ее не надо оберегать и лелеять,
это больше не тепличное растение, райский цветок, а самостоятельная
энергичная единица. Свобода дорого стоит, в жертву ей приносится самое
ценное - золотые, смоляные, льняные локоны и кудри. Впервые в истории
женщина отказывается от символа женственности - она стрижет волосы.
Шляпка стала облегающей с маленькими полями или вовсе без них.
Форма шляпки "ток" активно развивается, для стрижки "под мальчика" она
идеальна. До середины 30-х годов у любой уважающей себя барышни в
гардеробе было несколько подобных шляпок, которые украшались скромно, но
с удивительным вкусом. Лаконичность формы подчеркивали небольшие
вуалетки, изящные украшения из бисера, цветные перышки, иногда небольшие
искусственные цветы.
Волосы постепенно отрастают, для них нужно оставить место, начинается
игра с полями. Маленькие поля ложатся в причудливые формы, постепенно
переходя на одну - правую сторону.
Но с середины 30-х годов независимость и эмансипация теряют свою
актуальность. Волосы отрасли, юбки удлинились, талия, наконец, заняла
свое место - женственность и изящество снова в моде. Но есть место и
сенсациям: в 1933 году один итальянец - о ужас! - натянул на прекрасную
головку манекенщицы шерстяной носок! Реакцией на это стало появление
огромного количества всевозможных вязаных шапочек и шляпок, с которыми
мгновенно стали конкурировать вернувшиеся из истории шляпки канотье.
Привычная форма канотье изменяется, остается только материал - солома,
из которой руками настоящих мастеров выплетаются удивительные шедевры.
Шляпки вяжут и плетут из всего, из чего можно вязать и плести. Особой
популярностью пользуются ажурные шляпки из конского волоса. Украшения
опять выходят на первый план, но сейчас это вуали, шнурки и помпоны.
Постепенно шляпки становятся узкими и прямыми, в моду входят тирольские
шляпы, появляются шляпки-таблетки - совсем крошечные, так что их
необходимо закреплять дюжиной булавок или, что намного практичнее,
сажать на резинку. Модницы, а особенно барышни спортивного стиля, не
гнушаются шляп с забавными названиями - одну из них, совсем плоскую,
называют "десертной тарелкой". Носят всё: фантастические береты,
"горшки", "таблетки", жокейские шапочки. Туалеты сменяются со
стремительной быстротой, и к каждому - свой головной убор. Деловые,
выходные, спортивные шляпки, шляпки для коктейля, для скачек, для
визитов к престарелым родственникам, для похода по магазинам в выходной
день. Шляпки для совсем крохотных модниц, для серьезных барышень, для
солидных дам. Примером специального головного убора может служить
гимназическая шляпка, которая, являя собой пример строгости, давала
понять о серьезных намерениях ее обладательницы. Невозможно обучаться
науке в фривольном беретике с гусиным пером. Появиться на людях без
головного убора - это верх неприличия.
В самом конце 30-х годов в моду входят капюшоны, сначала их функция
проста, понятна и, безусловно, невероятно практична - защита от дождя,
но позже они служат дополнительным украшением для нарядов, привносят
элемент загадочности и восточные мотивы. Далее, что совершенно логично,
мода разворачивается лицом к Востоку, модницы щеголяют в тюрбанах из
самых различных материалов, некоторые, самые смелые, отказываются от
шляп и повязывают голову воздушным шарфом.
Если накануне Второй мировой войны в моде царит восточная небрежность,
то в военные годы вновь наступает "спокойный" период. В это время для
шляп характерны два варианта: маленькие, сдвинутые на лоб шляпки,
которые носили и в сильные холода, повязав сверху платок или теплый
шарф, или глубокие шляпы с нависающими широкими полями; их, как правило,
делали из мягкого фетра, иногда этот фетр имел довольно длинный ворс,
его тогда называли "лохматый". Самым распространенным головным убором в
это время стал платок. Война есть война.
В 50-х наступает долгожданное возрождение моды. Характерной чертой
становится отсутствие гротескных, вычурных форм. Шляпка потеряла свою
фантастичность, но не утратила изящества. Остался в моде любимый
материал - солома, которую, используя новейшие технологии, красили во
всевозможные цвета. Солома переплеталась изысканно и причудливо, а
головной убор выходил лаконичным, практичным и, главное, ультрамодным.
В 60-х годах идет так называемая "переработка" стиля 30-х. В моде
небольшие шляпки с косыми полями, которые украшались, как правило,
мягкими бантами из той же материи, что и шляпка. Вуаль, давно потерявшая
свое прямое назначение, теперь служит исключительно декоративным целям.
Обычно, благодаря своей мягкости, это был бархат, такие шляпки модницы
могли украшать массивными булавками с полудрагоценными камнями, брошками
разнообразных форм.
Еще в конце ХХ века, глядя на шляпы, можно было сказать, что время
расцвета их миновало: нет больше роскошных шляп с перьями, хитроумные
замысловатые конструкции из цветов улетели в прошлое, подхваченные
ветром истории. Но пришел новый век, и интерес к шляпке постепенно
возвращается. Пусть пока это взгляд в прошлое - в моде винтаж, пусть
пока это шляпки из комода, но в них есть очарование и неповторимость
эпохи, когда шляпка правила бал, когда из-за этой вещицы дамы проливали
слезы и глотали смертельные пилюли, а кавалеры, на грани безумия,
платили состояния за новый парижский шик!
Шляпный словарик
Болеро – маленькая, круглая женская шляпка с загнутыми вверх полями.
Борсалино шляпа – названная по имени миланского шляпника Джованни
Борсалино, элегантная мужская шляпа из мягкого фетра; популярна среди
женщин; модный головной убор вплоть до 30-х годов;
Калабрийская шляпа – изначально фетровая шляпа с широкими полями и
достаточно остроконечной тульей; сегодня также и соломенная шляпа с
такими же контурами; название происходит от названия полуострова и
области в Италии.
СЛАУЧ – фетровая шляпа с небольшими опущенными полями
Грета Гарбо в шляпе-слауч.
СОМБРЕРО – лёгкая широкополая шляпа (у жителей Латинской Америки, Испании).
ТАБЛЕТКА – крохотная круглая или овальная шляпка без полей, закрепляемая на волосах специальной булавкой.
ТРЕУГОЛКА – шляпа с полями, сдавленными в три угла
ТОК – жесткая, обыкновенно плоская шляпка без полей, часто красиво
отделанная перьями, нитками жемчуга или вуалью, и с использование меха.
ФЕДОРА – шляпа со средней тульей и прямыми, относительно узкими полями. Обычно изготавливается из фетра
ЦИЛИНДР – высокая мужская шляпа из шелкового плюша с небольшими твердыми полями
ШАПОКЛЯК – складная шляпа-цилиндр
И немного еще фото и рисунков со шляпками.
В.Л. Боровиковский Портрет Е.Н. Арсеньевой
И.Н.Крамской Неизвестная.
Илья Репин. Портрет артистки Беллы Горской.
И еще немного фото из наших дней.
И вот самая знаменитая любительница шляпок.
Шляпы подвинули и многих поэтов на написание стихов.
Ты прелестна в этой шляпке
В ней тебя я полюблю
И пока тобой любуюсь
Я желанием горю
Закажу вина побольше
И напьёмся мы с тобой
Я забуду все печали
Ведь сегодня ты со мной
Я скажу что в этой шляпке
Ты как роза хороша
И за милою беседой
Посмеёмся неспеша
И пьянея постепенно
Хорошеешь ты лишь тем
Что когда ты снимешь шляпку
Будешь голая совсем...
Шляпа имеет и поговорку в народе. «Дело в шляпе», есть такое
выражение. Это означает: всё в порядке, все удачно закончилось. Иногда
объясняют происхождение этой поговорки тем, что в дни Ивана Грозного
некоторые судебные дела решались жребием, а жребий тянули из шляпы
судьи.
Еще раз снимаю шляпу перед вами, красивые, любимые, желанные женщины! А
может кто то из вас тайком одевает шляпку? Тогда и еще и поклон от
меня.
|