Катакомбы
капуцинов (итал. Catacombe dei Cappuccini) — погребальные катакомбы,
расположенные в городе Палермо на Сицилии, в которых в открытом виде
покоятся останки более восьми тысяч человек, по большей части местной
элиты и выдающихся граждан — духовенства, аристократии и представителей
различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий —
скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших
лежат, стоят, висят, образуют композиции.
К
концу XVI века количество насельников монастыря капуцинов значительно
возросло, и возникла необходимость в достойном и вместительном кладбище
для братии. Для этой цели была приспособлена крипта под монастырским
храмом. В 1599 году здесь был погребён брат Сильвестро из Губбио, а
затем сюда были перенесены останки нескольких ранее скончавшихся
монахов. В дальнейшем помещение крипты стало тесным, и капуцины
постепенно вырыли длинный коридор, в котором вплоть до 1871 года
помещались тела умерших монахов.
Благотворители
и жертвователи монастыря также выражали желание быть похороненными в
Катакомбах. Для их захоронения были вырыты дополнительные коридоры и
кубикулы. Вплоть до 1739 года разрешение на погребение в Катакомбах
выдавали архиепископы Палермо или руководители ордена капуцинов, затем —
настоятели монастыря. В XVIII-XIX веках Катакомбы капуцинов стали
престижным кладбищем для духовных лиц, дворянских и буржуазных семей
Палермо.
Катакомбы
капуцинов были официально закрыты для погребений только в 1882 году. За
три века на этом своеобразном кладбище было захоронено около 8 000
жителей Палермо — духовенства, монахов, мирян. После 1880 года по
исключительным прошениям в Катакомбах были положены ещё несколько
усопших, в том числе вице-консул США Джованни Патернити (1911) и
двухлетняя Розалия Ломбардо, нетленные тела которых являются главными
достопримечательностями катакомб.
Уже
в XVII веке выяснилось, что особенность почв и атмосферы Катакомб
капуцинов препятствуют разложению тел. Основным методом приготовления
тел к размещению в Катакомбах стало высушивание их в специальных камерах
(Collatio) в течение восьми месяцев. После этого срока мумифицированные
останки омывали уксусом, облачали в лучшие одежды (иногда, согласно
завещаниям, тела переодевали несколько раз в год) и помещали
непосредственно в коридорах и кубикулах Катакомб. Часть тел помещалось в
гробы, но в большинстве случаев тела вывешивали, выставляли или
укладывали в открытом виде в нишах или на полках вдоль стен.
Во
время эпидемий метод сохранения тел видоизменялся: останки умерших
погружали в разбавленную известь или растворы, содержащие мышьяк, а
после этой процедуры тела также выставлялись на обозрение. В 1837 году
размещение тел в открытом виде было запрещено, но, по желанию
завещателей или их родственников, запрет обходили: в гробах удаляли одну
из стенок или оставляли «окошки», позволяющие видеть останки.
Самой
известной частью Катакомб является часовня святой Розалии (до 1866 года
была посвящена Богородице скорбей). В центре часовни в стеклянном гробу
покоится тело двухлетней Розалии Ломбардо (умерла в 1920 году от
воспаления легких). Отец Розалии, тяжело переживавший её смерть,
обратился к известному бальзамировщику доктору Альфредо Салафии с
просьбой сохранить тело дочери от тления. В результате успешного
бальзамирования, секрет которого Салафия так и не раскрыл, тело
сохранилось нетленным. Остались невредимыми не только мягкие ткани лица
девочки, но и глазные яблоки, ресницы, волосы.
В
настоящее время секрет состава был установлен итальянскими учеными.
Согласно сведениям из найденного дневника Салафии, в состав входит
формалин, спирт, глицерин, цинк и некоторые другие ингредиенты. Смесь
подавалась под давлением через артерию и расходилась по кровеносным
сосудам по телу. Проведённые в США исследования по бальзамированию с
применением состава Салафии дали великолепные результаты. Захоронение
Розалии Ломбардо стало последним в истории катакомб капуцинов в Палермо.
С мумией девочки связан ряд таинственных историй. Тридцать пять лет
назад здешний смотритель сошел с ума. По его словам, он видел, как
девочка открывала глаза.
В
кубикуле, примыкающей к часовне, находится ещё несколько идеально
сохранившихся тел. В их числе тело молодого человека с огненно-рыжими
волосами, нескольких священников, а также вице-консула США Джованни
Патернити (умер в 1911 году), единственного захороненного в Катакомбах
гражданина США.
Для
удобства ориентировки залы разбиты на категории: мужчины, женщины,
девственницы, дети, священники, монахи и "профессии". Коридор монахов
представляет собой исторически самую древнюю часть Катакомб. Захоронения
производились здесь с 1599 по 1871 годы. В правой от нынешнего входа
части коридора (закрыта для посещения) помещены тела 40 наиболее
почитаемых монахов и лиц, так или иначе связанных с религией.
Коридор
мужчин образует одну из двух длинных сторон прямоугольника. Здесь в
течение XVIII-XIX века помещались тела благотворителей и жертвователей
монастыря из числа мужчин-мирян. В соответствии с завещаниями самих
похороненных здесь или желания их родственников тела усопших облачены в
разнообразные одежды — от грубого погребального савана наподобие
монашеского одеяния до роскошных костюмов, сорочек, жабо и галстуков.
Кубикула
детей расположена на пересечении Коридоров мужчин и священников. В
небольшой комнатке в закрытых или открытых гробах, а также в нишах вдоль
стен помещены останки нескольких десятков детей. В центральной нише
помещена детское кресло-качалка, на которой сидит мальчик, держащий на
руках свою младшую сестру.
Превратившиеся
в скелеты останки составляют удивительный контраст с детскими
костюмчиками и платьицами, любовно выбранными родителями, что отмечено
Мопассаном в «Бродячей жизни»: "…Мы приходим в галерею, полную маленьких
стеклянных гробиков: это дети. Едва окрепшие косточки не выдержали. И
трудно разглядеть, что, собственно, лежит перед вами, настолько они
изуродованы, расплющены и ужасны, эти жалкие детишки. Но слезы
навертываются у вас на глаза, потому что матери одели их в маленькие
платьица, которые они носили в последние дни своей жизни. И матери все
еще приходят сюда поглядеть на них, на своих детей!"
Коридор
женщин образует одну из меньших сторон прямоугольника. Вплоть до 1943
года вход в этот коридор был закрыт двумя деревянными решётками, а ниши с
телами были защищены стеклом. В результате бомбардировки союзников в
1943 году одна из решёток и стеклянные преграды были разрушены, а
останки значительно повреждены. Большинство помещённых здесь тел женщин
лежат в отдельных горизонтальных нишах, и лишь несколько наиболее
сохранившихся тел поставлены в вертикальных нишах.
Тела
женщин облачены в лучшие одежды по моде XVIII-XIX веков — шёлковые
платья с кружевами и оборками, шляпки и чепцы. Шокирующее несоответствие
между рассыпавшимися от времени останками и кричащими модными нарядами,
в которые они облачены, подмечены Мопассаном: "Вот женщины, еще более
уродливо комичные, чем мужчины, потому что их кокетливо принарядили.
Пустые глазницы глядят на вас из-под кружевных, украшенных лентами
чепцов, обрамляющих своей ослепительной белизной эти черные лица,
жуткие, прогнившие, изъеденные тлением. Руки торчат из рукавов новых
платьев, как корни срубленных деревьев, а чулки, облегающие кости ног,
кажутся пустыми. Иногда на покойнике надеты одни лишь башмаки, огромные
на его жалких, высохших ногах".
Небольшая
кубикула, расположенная на пересечении Коридоров женщин и
профессионалов, отведена для погребения девушек и незамужних женщин.
Около десятка тел лежат и стоят у деревянного креста, над которым
помещена надпись «Это те, которые не осквернились с женами, ибо они
девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошёл»
(Отк.14:4). Головы девушек увенчаны металлическими венцами в знак
девственной чистоты усопших. Новый коридор — самая новая часть Катакомб,
использовавшаяся после запрета выставлять на обозрение тела усопших
(1837). Вследствие этого запрета в коридоре нет стеновых ниш. Всё
пространство коридора было постепенно (1837-1882) заполнено гробами. В
результате бомбардировки 11 марта 1943 года и пожара 1966 года большая
часть гробов была уничтожена. В настоящее время уцелевшие гробы помещены
вдоль стен в несколько рядов, так что в центральной части коридора
можно увидеть пол, украшенный майоликой. Помимо этого в Новом коридоре
можно увидеть несколько «фамильных групп» — тела отца и матери семейства
с их несколькими детьми-подростками выставлены вместе.
Коридор
профессионалов, идущий параллельно Коридору мужчин, составляет одну из
двух длинных сторон прямоугольника. В этом коридоре помещены тела
профессоров, юристов, художников, скульпторов, профессиональных военных.
В числе захороненных здесь примечательны: Филиппо Пеннино — скульптор,
Лоренцо Марабитти — скульптор, работавший, в том числе, в соборах
Палермо и Монреале, Сальваторе Манцелла — хирург, Франческо Энеа (умер в
1848 году) — полковник, лежащий в великолепно сохранившейся военной
форме армии Королевства Обеих Сицилий. Согласно местной легенде,
принимаемой или отвергаемой различными исследователями, в Коридоре
профессионалов покоится тело испанского живописца Диего Веласкеса.
Катакомбы
капуцинов рассматривались жителями Палермо как кладбище, хоть и
необычное. Поскольку в XVIII-XIX веках захоронение здесь было вопросом
престижа, в Катакомбах покоятся предки многих нынешних жителей Палермо.
Катакомбы регулярно посещаются потомками тех, чьи тела находятся здесь.
Более того, после официального закрытия Катакомб для погребений (1882), у
стен монастыря было устроено «обычное» кладбище, так что традиция
захоронения «у капуцинов» сохраняется до сих пор.