В истории мировой литературы существует
множество примеров того, как писатель становился знаменитым благодаря
одному своему произведению, причисленному читателями и критиками к рангу
культовых. И сколько бы далее этот литературный талант ни корпел над
новыми романами или рассказами, он навсегда будет ассоциироваться с
наиболее популярным своим творением. Яркий пример этого — Брэм Стокер,
создатель образа легендарного вампира графа Дракулы.
Будущий основоположник литературного жанра о вампирах появился
на свет 8 ноября 1847 года в Дублине, Ирландия. Брэм был третьим
ребенком в семье скромного госслужащего Абрахама Стокера и известной
ирландской феминистки Шарлотты Торнли. В детстве, на протяжении семи
лет, Стокер оказался прикован к постели — врачи так и не смогли
определить причины его странной болезни. Вынужденное пребывание в
одиночестве, вдали от обычных мальчишеских забав, оставило глубокий след
на мировоззрении Стокера. Мальчик рос задумчивым, углубленным в себя.
Брэм размышлял над такими вещами, о которых дети в его возрасте даже не
задумываются, — о смысле жизни, о неизбежности смерти. «От природы я был
мальчиком, погруженным в размышления, а свободное время, которым
обладал, будучи скован продолжительной болезнью, предоставило мне
возможность продуцировать множество умозаключений, многие из которых
пригодились в дальнейшей жизни», — вспоминал позднее Стокер.
Но болезнь все-таки отступила, и Брэм пошел в школу. Он старался
максимально наверстать упущенное в детстве. Прилежно учился, занимался
спортом. В 1871 году он с высшими отметками окончил дублинский
Тринити-колледж, отличившись незаурядными математическими способностями. В то же время Стокер увлекался историей и философией. А особенно
литературой, и особое предпочтение отдавал произведениям, в той или иной
мере имеющим некий мистический сюжет.
Стокер в глубине души чувствовал желание стать писателем.
Слишком много эмоций, внутренних переживаний, жизненных размышлений
накопилось в нем. Все это так и просилось на бумагу. Однако его отец,
Абрахам Стокер, смотревший на мир более реалистично, быстро вернул сына с
небес на землю. «Уж не хочешь ли ты вести полуголодное существование в
качестве писателя?» — поинтересовался Стокер-старший у сына. И пояснил,
что мужчина должен иметь стабильную работу.
Стокеру пришлось уступить доводам отца и поступить клерком на
государственную службу. Позднее он опишет эти «веселые» года в романе
«Обязанности мелких клерков в Ирландии» (1879). Год за годом, продираясь
сквозь занудство бюрократической рутины по служебной лестнице, Брэм
старался не потерять свой литературный талант. Он вел двойную жизнь:
днем — заполнял различные служебные бумаги на постылой работе, а вечером
— давал волю таланту в написании коротких мистических рассказов.
Стокер
подрабатывал критиком в Еvening Mail и редактором в The Irish Echo.
Несмотря на то, что литературное творчество не оплачивалось, своими
критическими статьями Брэм обратил на себя внимание, известного
театрального актера Генри Джеймса. Он выступал на сцене в качестве
ведущего актера основанного им же лондонского театра «Лицеум»,
известного своими постановками произведений Шекспира.
Джеймс
предложил Стокеру неплохую ежемесячную зарплату и должность
директора-распорядителя «Лицеума». Стокер с радостью согласился.
Заманчивое предложение поступило как нельзя кстати: Брэм Стокер как раз
собирался жениться, поэтому требовались финансовые средства. Избранницей
его стала Флоренс Бэлкам, известная ирландская красавица. Поговаривали,
что Стокер отбил ее у самого Оскара Уайльда, также предлагавшего ей
руку и сердце.
В 1878 году Стокер с женой переехали в Лондон. На
протяжении последующих 27 лет Стокера и Джеймса связывали тесные
деловые и дружеские отношения. Брэм организовывал выступления «Лицеума»,
зарубежные турне, распространение билетов, подбор театральной труппы.
Обеспечив
стабильный материальный доход, Стокер смог сосредоточиться на
литературной деятельности. В Ирландии ранее он уже публиковал несколько
произведений, оставшихся не замеченными читателями и критиками. В
Лондоне Стокер пишет сборник сказок-«страшилок» для детей «Под закатом»
(1882), который также не приносит ему известности.
В 1890 году писатель начинает работать над романом «Дракула»,
ставшим культовым для многих поколений читателей и кинематографистов.
Черновики романа свидетельствуют, что, приступая к работе, Стокер не
определился еще с главным героем и сюжетной канвой. В первоначальном
замысле главный герой уже был графом, однако имя Дракула не фигурирует.
Кроме того, действие романа развивалось не в Трансильвании, а в Штирии
(область Австрии).
Летом 1890 года замысел резко меняется. Отдыхая у моря в
небольшом городке Уайтби, Стокер пропадал в местной библиотеке, где
усиленно штудировал труды по истории и фольклору Трансильвании, в том
числе и книгу английского консула Уилкинсона о правителях Молдавии и
Валахии. При этом он выписывает все сведения о роде валашского князя
Влада (Владислава) Дракулы. Так постепенно возникает имя главного героя и
место действия первых и последних глав романа. Вместо Штирии —
Трансильвания, вместо безымянного графа — оживший румынский
представитель дворянского рода.
Одним из главных консультантов Стокера во время написания книги
был венгерский путешественник и краевед Арминий Вамбери. В качестве
благодарности автора профессор Ван Хелсинг, вступивший в романе в борьбу
с Дракулой, постоянно ссылается на сведения, полученные им от близкого
друга профессора, Арминия из Будапешта. Исторической основой сюжета
Стокер сделал легенду о жестоком правителе Валахии (часть нынешней
Румынии) Владе III по прозвищу Дракула (в переводе с румынского — «Сын
Дьявола»). На протяжении многих лет Влад III, родившийся в 1431 году,
боролся за престол и независимость своей родины против турков и венгров. И был убит в бою с турецкими войсками в 1476 году.
Согласно преданиям, Влад III отличался патологической
жестокостью. И в качестве казни сажал людей на кол, за что и получил
прозвище Цепеш, в переводе — «сажающий на кол». Легенды и средневековые
хроники ни словом не упоминают о том, что Дракула был вампиром. По
мнению биографов Стокера, он сделал своего героя вампиром, ошибочно
расценив одно слово в немецком памфлете, означающее на самом деле не
вампир», а «берсерк» (древнегерманские воины, в пылу битвы воображающие
себя волками). По другой версии, этот мотив возник из сравнения Дракулы с блохой, сосущей кровь своей жертвы.
Роман появился на свет в 1897 году, принеся Стокеру просто
сумасшедшую популярность. Тиражи книги расходились на ура. Читающая
публика впадала в неистовство от таинственного вампира, который мог
оказаться вдруг одним из них. «Дракула» стал основоположником вампирской
тематики, получившей невероятную популярность в ХХ веке.
«Дракула»
Стокера выдержал множество постановок на театральных подмостках и
киноэкранизаций. Одной из наиболее удачных считается фильм режиссера
Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула», снятый в 1992 году.
Брэм Стокер навсегда остался в массовом сознании автором одного
романа. После «Дракулы» он написал еще несколько романов: «Тайна моря»
(1902), «Сокровище Семи Звезд» (1907), «Дама в саване» (1909), «Логово
Белого Червя» (1911), однако читатели без энтузиазма встретили эти
произведения. И под конец жизни Стокер вновь вынужден был вернуться к
теме графа-вампира, написав сборник «Гость Дракулы и другие странные
рассказы» (1914), опубликованный уже после его смерти.
"Все мое существо исполнилось отвращения и
ужаса, когда я увидел, как этот человек медленно выбрался из окна и начал
сползать вниз по отвесной стене замка, нависшей над страшной
пропастью, При этом плащ его развевался на подобии огромных
крыльев". Таким увидел своего благородного зозяина графа Дракулу молодой
помошник поверенного, англичанин Джонатан Харкер, произошло это однажды
лунной ночью в Трансильвании-дикой гористой местности в Карпатах на
территории нынешней Румынии.
И раньше граф Дракула, высоий мертвенно-бледный человек, всегда одетый в
черное, вел себя очень странно. Однажды, когда внизу в долине, над которой
возвышался его древний родовой замок, раздался вой волков, глаза у графа
засверкали и он воскликнул:"Послушайте этих детей ночи! Вот она-настоящая
музыка тьмы! "В другой раз, когда Харкер порезался во время бритья, граф
схватил его за горло, при этом в глазах у Дракулы появилсякокой-то
неистовый демонический блеск". Однако рука его случайно коснулась цепочки
нательного креста, и он тут же отпрянул, оставив изумленного гостя в
покое. Тогда же Харкер заметил, что стоявший с ним Дракула не отражается в
зеркальце для бритья. На пути к графскому замку во время последней остановки в одной из
деревень местные жители, узнав, куда едет молодой англичанин, столпились
вокруг него , бормоча проклятия и часто осеняя себя крестным знамением. И
вот теперь Харкер стал узником в этовогромном пустынном замке, чьи
высокие черные окна днем не пропускали солнечного света, а ночью
причудливый силуэт его полуразрушенных стен зловеще чернел на фоне
залитого лунным светом неба". Его хозяин граф Дракула и три его молодые
последовательницы появляются только ночью. Живущий в постоянном страхе
Харкер начинает терять надежду вновь увидеть родные берега Альбиона.
Феномен Брэма Стокера Разумеется, Харкер-это юный герой романа Брэма Стокера "Дракула", одого
из популярнейших бестселлеров всех времен. Успех пришел сразу же после
первой публикации книги в 1897 году в Лондоне, и с тех пор она не сходит с
прилавков магазинов. Несколько фильмов, сценических постановок, комиксов и
даже балет, сделали историю графа-вампира достоянием многих миллионов
зрителей во всем мире. В романе Дракула приезжает в Англию для
распространения своего кровавого культа, но в конце концов терпит
поражение, после того как сбежавший из замка Харкер объединяется с
доктором Абрахамо ван Хелсингом, голландским экспертом по
вампиризму. По-видимому, один только Хелсинг знал, что вампир не выносит
солнечного света, запаха чеснока и изображения Креста. Знал он и то, что
убить "живого мертвеца", как еще называли вампиров, можно, только пронзив
его сердце осиновым колов.
Живучая легенда Роман Стокера о вампире основан на богатой и широко распространенной
традиции верований в страшных сверхъестественных существ, упоминаемых еще
в древнеегипетской и античной литературе. Поскольку умирающий человек
слабеет от потери крови, простые люди. должно быть, решили, что, выпив
крови, можно восстановить силы, а кровь живых даже способна вернуть
умершего к жизни. Однако многие черты романа "Дракула" заимствованы из народных
поверий, бытующих среди жителей сельских районов Румынии. Согласно
представлениям местногоправославного населения, люди, на которых лежит
проклятие, а ткже отлученных от церкви, после смерти становятся бродячими
мертвецами, до тех пор пока церковь не даст им отпущение грехов. Есть там и
легенды о существах под названием "стригои", ночных
птицах-демонах, прилетающих полакомиться человеческим мясом и кровью. Согласно румынским легендам, некоторые люди, например незаконнорожденные
или некрещеные дети, ведьмы и колдуны, и седьмые сыновья седьмых
сыновей, обречены стать вампирами. Вампир обладает способностью
превращаться в летучую мышь или волка. В некоторых деревнях всякий, кто
отказывался есть чеснок, попадал под подозрение в вампиризме. Стокер узнал обо всех этих легендах в ходе своих изысканий в
Британском музее, а также из разговоров с венгерским ученым Арминиусом
Вамбери. Определенное влияние на него оказали акже нераскрытые убийства
джека Потршителя и знакомство с переводом 11 индустских сказаний о
вампирах.
Жестокий патриот
Прототип Дракулы в 15 веке был правителем соседнего с Трансильванией
княжества Валахия. Получивший при крещении ия Влад, он впоследствии был
прозван Дракулой, так как на его фамильном гербе был изображен
дракон(по-румынски "Дракул"). Кстати, еще одно значение этого
слова-"дьявол". В юности Дракула был в плену у турок, от которых он узнал об одном из
самых мучительных способов казни-сажание на кол. Это варварское наказание
заключается в том, что человека протыкат деревянным колом или железной
пикой, а затем всаживают в землю, оставляя жертву в страшных муках.
В 1448 году Влад, которому к тому времени исполнилось, вероятно, не более
18 лет, был посажен на валахский трон, но спустя 2 месяца сбежал в
монастырь. После того как оплот восточного хритианства Константинополь
пал под ударами турок, Влад в 1456 году вернулся на унаследованный трони
начал свое четырехлетнее правление, ознаменованное неслыханной и
беспрецедентной в своей изобретательности жестокость. Однажды безо всякой
причины он напал на свой же неповинный город и умертвил под пытками
10000 подданых. Многие из них были посажены на кол-так он заработал еще
одно прозвище-"тепес", или"колосажатель". Во время самого дикого из
устроенных им побоищ в 1460 году в день Св. Варфоломея в одном из
городов Трансильвании было посажено на кол 30000. Был ли Дракула просто садист или его жестокие кары имели некий
политический смысл?Вероятно и то и другое. Когда посланники турецкого
султана осмелились не снять головные уборы в его присутствии, он приказал
гвоздями приколотить тюрбаны к головам, что было, несомненно, вызывающе
смелой демонстрацией независимости. При всем своем варварстве он
прославился на всю христианскую Европу после того, как отвоевал
придунайские крепости и почти вывел свою армию к Черному морю. Однако, как только войска вернулись домой, его же собственные подданые с
помощью подметных писем, предупреждавших о намериниях князя перейти на
сторону турок, в конце концов добились того, что Дракула был на 12 лет
заключен в тюрьму венгерским королем Матиашем. В 1474 году Дракула вышел на свободу, а спустя 2 года уже в третий раз
заявил свои права на валахский трон, но вскоре был убит в очередном
сражении с турками в возрасте 45 лет. Его отрубленную голову
законсервировали в меду и доставили в качестве трофея султану, а тело
бросили в безымянную могилу.
Бессмертный вампир Почему же Стокер связал историю Дракулы или Влада Колосажателя с
вампиризмом?Многие поколения румынских детей вздрагивают от
испуга, услышав от старших народную присказку:"Слушайся, а не то тебя
Дракула заберет". С другой стороны, сущуствует традиционное поверье, что
легендарный вождь вернется, когда н6ации будет угрожать серьезная
опасность. Может быть, автора поразила живучесть легенды о Колосажателе и
он решил использовать яркие фольклорные мотивы и мрачную красоту дикой
природы восточной румынии в качестве материала для создания своего
романа. Придуманный Стокером граф Дракула, похоже, не собирается
умирать. Кинофильмы, игрушки и даже продукты с изображением Дракулы на
упаковке по-прежнему пользуются большой популярностью. В середине 80-х годов в медицинской литературе появились сообщения о
крайне редком заболевании под названием порфирия, давшие некоторое
основание предпологать, что у легенды о вампирах существует реальная
основа. На самом деле лишь одна из форм порфириновой болезни(наследственное
нарушение пигментного обмена) приводит к появлению "вампироподобных"
симптомов:истончению десен, большое колличество порфирина в
крови, светобоязнь потребность в крови. Известно всего лишь 60 случаев
подобного заболевания. Тем не менее живейший интерес журналистов к медицинским исследованиям
по порфирии подтверждает неувядающую способность легендарного графа
волновать людское воображение, заставляя нас, подобно молодому
Харкеру, вновь и вновь задаваться вопросом:"Что же это за человек или что
это за создание, столь похожее на человека?"