Подводная лодка типа "Щ" (серия X)
Длина 58 м Ширина 6 м Осадка 4 м Водоизмещение: надводное 584 т подводное 700 т Скорость хода: надводного 14 узлов подводного 8 узлов Вооружение: носовых торпедных аппаратов 4 кормовых торпедных аппаратов 2 запас торпед 10 45-мм орудия 2 пулеметы 1
Перепечатка с http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/227/1492 Подводная лодка типа "Щ"
От внимания Советского правительства не
ускользнул интерес к строительству подводного флота, проявленный
морскими державами после первой мировой войны. И когда в 1925 году в
соответствии с решениями X съезда РКП(б) ЦК партии и правительство
приняли постановление о создании новых кораблей для советского флота,
главное внимание было уделено проектированию и постройке подводных
лодок.
Предусмотренные этой программой подводные лодки типа
«Щ» — по названию головной лодки «Щука» — предназначались для действий в
прибрежных районах и внутренних морях и должны были быть вооружены
торпедами калибром 533 мм и зенитными орудиями. Считалось, что
прототипом для них станут лодки типа «АГ», купленные во время первой
мировой войны в США и хорошо зарекомендовавшие себя в боевых действиях
русского флота. Однако по тактико-техническим заданиям требовалось
увеличить число торпедных аппаратов до 6 и разместить 4 аппарата в носу и
2 в корме, что сильно изменило наружные обводы и увеличило
водоизмещение. Поэтому от подводных лодок типа «АГ» как прототипа
пришлось отказаться. Кроме того, во время проектирования решили вынести
главный водяной балласт из прочного корпуса и разместить его в бортовых
цистернах в виде «булей». В 1930 году были заложены первые три лодки типа Щ-III, сданные флоту через два года. Шесть отсеков лодки разделялись легкими переборками,
рассчитанными на надводную аварию. Концевые отсеки были торпедными;
причем в носу, кроме 4 аппаратов, размещались 4 запасные торпеды. Во
втором — аккумуляторном — отсеке, в ямах, закрытых разборным настилом из
деревянных щитов, располагались две группы элементов (по 56 штук
каждая). В верхней части отсека были жилые помещения, под
аккумуляторными ямами — топливные цистерны. Третий отсек — центральный
пост, в котором размещался и пост командования и управления лодкой. В
четвертом — установлены два четырехтактных бескомпрессорных дизеля по
600 л.с. со своими вспомогательными механизмами, системами,
газоотводными клапанами и устройствами. В пятом отсеке — два гребных
электродвигателя по 400 л.с. и, отдельно от них, два электродвигателя
экономического хода по 20 л.с., соединявшиеся с гребными валами ременной
эластичной передачей для снижения шума. Над центральным постом
возвышалась прочная рубка, закрытая обтекаемым ограждением с мостиком, в
носовой части которого был установлен 45-мм зенитный полуавтомат. В
1932 году, когда была завершена постройка лодок серии Щ-III, Советское
правительство приняло решение о создании Тихоокеанского флота. Для него
конструкторы разработали лодки серии Щ-V, которые можно было перевозить в
разобранном виде по железной дороге. На них был установлен второй 45-мм
полуавтомат. Мощность дизелей на лодках этой серии была увеличена с 600
до 800 л.с. Надводная скорость повысилась с 12 до 14 узлов. В первом
отсеке установили водонепроницаемую переборку, запасные две торпеды
разместили во втором отсеке. Изменили раскрой обшивки и набор прочного
корпуса так, чтобы его секции соответствовали железнодорожным габаритам.
В дальнейшем для всех флотов Советского Союза
построили еще четыре серии подводных лодок «Щ»: «У-бис», «У-бис-2», «X» и
«Х-бис» серий. При переходе от одной серии к другой в проекты вносились
некоторые конструктивные изменения, улучшающие качества лодок, их
внутреннее размещение и не затрагивающие их тактические элементы.
Устанавливались более совершенные приборы навигации, радиосвязи,
гидроакустики. И когда грянула Великая Отечественная война, на выполнение боевых заданий вышли многочисленные подводные лодки типа «Щ». Боевой счет подводников на Северном флоте открыла
Щ-402, проникшая 14 июля 1941 года во вражескую гавань и атаковавшая
транспорт в 3 тыс. т. Удостоенная гвардейского звания и ордена Красного
Знамени, Щ-402 уничтожила 11 транспортов и подводную лодку противника. В январе 1942 года подводная лодка Щ-403 под
командованием С. Коваленко ночью в районе Порсангер-фиорда невдалеке от
берега производила зарядку. Неожиданно поблизости был обнаружен большой
транспорт с охранением из четырех сторожевиков и нескольких катеров. Лодка немедленно атаковала противника и одним залпом
потопила транспорт и сторожевик. В следующем февральском походе Щ-403
была внезапно обнаружена в надводном положении и обстреляна гитлеровским
миноносцем. Ее командир был убит на мостике, но лодка успела
погрузиться, получив пробоину от обстрела и повреждения в прочном
корпусе от таранного удара миноносца. Умело маневрируя, лодка оторвалась
от противника и вернулась на базу. После ремонта она совершила еще
несколько походов под командованием К. Шуйского, потопив еще пять
транспортов с немецкими войсками и военным снаряжением. Щ-403 была
награждена орденом Красного Знамени. В 1944 году обе героические лодки,
Щ-402 и Щ-403, погибли. Всего на Северном флоте «щуки» потопили 38 вражеских
транспортов и одну подводную лодку. Щ-422 стала гвардейской, а Щ-404 и
Щ-421 были награждены орденами Красного Знамени. На Балтике, где каждый выход в море превращался в
поединок лодки с вражеской авиацией, противолодочными кораблями и
минами, «щуки» потопили 51 транспорт, одну подводную лодку и два
сторожевика противника. Здесь орденом Красного Знамени были награждены
Щ-307, Щ-310, Щ-320, Щ-323, Щ-406. На Черном море подводным лодкам «Щ», помимо атак на
вражеские корабли, приходилось обеспечивать высадки десантов на
побережье, захваченное противником, прорывать блокаду осажденного
Севастополя, доставлять его защитникам пополнения, боеприпасы, топливо и
продовольствие, эвакуировать раненых, женщин и детей. Щ-209 ушла из
Севастополя последней, приняв на борт Военный совет и штаб Приморской
армии, когда гитлеровцы уже ворвались в город. На Черном море орденом Красного Знамени были награждены Щ-209 и Щ-201, а Щ-205 и Щ-215 стали гвардейскими.
|