В Желтом море обнаружена советская субмарина, потопленная американцами в ходе Корейской войны
Страница из боевого журнала американского эсминца «Ranshaw». В этой части журнала содержится отчет о бое с подводной лодкой. Журнал приказали уничтожить, но моряк эсминца Дональд Мекельплэш сохранил документ. "На дне Желтого моря недалеко от западного побережья Кореи лежит
советская подводная лодка, потопленная американским эсминцем в 1951
году. Эта история не предавалась огласке более полувека. Военно-морские
силы Южной Кореи установили точное местонахождение и тип субмарины, но
решили пока не поднимать её на поверхность во избежании
международно-правовых проблем. Похоже, что историкам придется заново
переписывать историю Корейской войны, где считалось, что в ходе ее
моряки США и СССР ни разу не воевали друг против друга".
Такие достаточно любопытные заявления были сделаны в одном из
недавних номеров южнокорейского ежемесячного журнала "Вольган Чосон". В
ходе проведенного корейским журналистом расследования были получены
документальные доказательства того, что в июле 1951 года, когда на
Корейском полуострове вовсю бушевала Корейская война (1950-53 гг.),
эсминцы американских военно-морских
сил потопили неизвестную подводную лодку. Когда американские военные
разобрались, что их противником была скорее всего советская субмарина,
был отдан приказ засекретить все данные, относившиеся к данному
инциденту, и, по возможности, уничтожить все доказательства. В то время и
США, и СССР, которые прямо (американские войска под флагом ООН
принимали участие в войне) или косвенно (Советский Союз оказывал
активную помощь Северной Корее и Китаю) участвовали в Корейской войне,
начали вести переговоры с тем, чтобы окончить затянувшийся конфликт.
Огласка же морского боя, где напрямую столкнулись две соперничающие
сверхдержавы, могла привести не только к провалу всех усилий по
прекращению кровопролития в Корее, но и к расширению масштаба военных
действий и даже вплоть до Третьей мировой войны.
Пролить свет на эти события более полувековой давности помогли усилия
бывшего моряка американского эсминца "Ranshaw" (DD-499) Дональда
Мекелплэша, который сохранил копию бортового журнала, где был отчет о
произошедшем бое, а также лично приезжал в Южную Корею и Россию в
поисках дополнительной информации по инциденту.
Согласно воспоминаниям американца, бой начался 28 июля 1951 года в 19
часов 13 минут. Авианосная группа, состоявшая из американского
авианосца "Сицилия", авианосца ВМФ Великобритании "Глори" и шести
кораблей охранения, следовала в Желтом море западнее острова Пэкнендо
(ныне принадлежит Южной Корее). Внезапно акустики эсминца "Ranshaw" на
удалении 731 метр зафиксировали крупный подводный объект, который
двигался со скоростью полутора-двух узлов. Эсминцы "Ranshaw" и "Moore"
отошли от группы охранения и начали преследование объекта. В результате
погони было получено подтверждение, что под водой находится неизвестная
подводная лодка. Командующий авианосной группой Джон Сэч приказал
уничтожить подлодку.
Подлодку бомбардировали глубинными бомбами постоянно, начиная с
вечера 28 июля в течение 28 часов попеременно пять американских
эсминцев. В конце концов она снизила ход и легла на дно и потом,
согласно записям в бортовом журнале американцев, не двигалась более
двадцати часов. На поверхности воды затем появилось огромное масляное
пятно длиной 7-8 километров и шириной пятьсот метров. Было установлено,
что это дизельное топливо подлодки. Учитывая длительность боя,
необходимость субмарин того времени регулярно подниматься на
поверхность, появившиеся пятно, неподвижность объекта и ряд прочих
факторов ВМС США признали объект уничтоженным. Было зафиксировано и
точное местонахождение потопленной субмарины: 37 градусов 25 минут 5
секунд северной широты, 124 градуса 25 минут 3 секунды восточной
долготы, в 42 км к юго-западу от острова Тэчхондо (Южная Корея), на
глубине 80 метров в Желтом море.
Однако
через месяц всем участникам сражения было приказано забыть о бое и
никому ничего не рассказывать, всю относящуюся к инциденту документацию
дали указание уничтожить, а все то, что могло хоть как-то навести на
мысль о потопленной подлодке, было занесено в разряд сведений с грифом
"совершенно секретно". Но моряк Дональд Мекельплэш пошел на нарушение
инструкций. Он сохранил ту часть боевого журнала, где был отчет о бое, а
также карту-схему боевых действий. Мекельплэш предположил, что
затопленная подлодка была советской, а США тогда не хотели осложнять
отношения с СССР, так как пытались прекратить войну на Корейском
полуострове. Догадки моряка основывались на сопоставлении фактов: "В
начале июня 1951 года в бухту реки Амноккан упал советский самолет
МИГ-15. Американо-английская авианосная группа в июле провела работы по
поиску самолета, который тогда очень сильно интересовал США, и подняла
его. При этом однажды объявлялась тревога в связи с обнаружением
неизвестной подводной лодки. Наверняка мы эту субмарину потом и
потопили. Это была советская подводная лодка класса "М", экипаж которой
состоит из 18 человек", - отметил он.
Естественно одних таких догадок мало. Мекельплэш с начала 1990-х
годов начал активную работу с тем, чтобы выяснить все подробности той
схватки на море. Все доказательства говорят в пользу того, что субмарина
действительно советская. Военно-морские специалисты из Южной Кореи
категоричны: "Во время Корейской войны ни Китай, ни Северная Корее не
имели не только полноценных подводных лодок, но и каких-либо иных
подводных аппаратов".
Американец, как он сам утверждает, сумел в 1997 году посетить Россию.
В военно-морские архивы РФ его не пустили, но он смог пообщаться с
бывшим советским моряком, который был специалистом по оборудованию
подводных лодок, и с женой советского офицера особого отдела, который
служил в Порт-Артуре. Этот город, напомним, был в то время и вплоть до
1955 года базой советского ВМФ в Китае. Мекельплэш встречался и с
южнокорейскими и американскими военными специалистами и историками. В
итоге выяснилось, что в Порт-Артуре, откуда не так далеко до берегов
Кореи, тогда базировалось 12 советских подводных лодок, включая шесть
кораблей класса "М", два корабля класса "С", два корабля класса "Р" и
еще пара субмарин.
Рассказы бывшего американского моряка очень заинтересовали южных
корейцев, в чьих водах находится подлодка. Сначала в 1993 году силами
ВМФ Южной Кореи трижды были проведены поисковые работы в возможном месте
затопления подлодки, а затем в 1995 году дважды уже силами специальной
группы при Академии ВМФ Республики Корея. Но все было безуспешно. В
итоге помог случай. Корейские рыбаки постоянно жаловались, что недалеко
от места, где велись поисковые работы, рыболовецкие сети постоянно
цепляются за что-то на дне и рвутся. Глубина была как раз та, про
которую говорилось в бортовом журнале эсминца - 80 метров. В итоге
именно там и был обнаружен корпус субмарины, а ее вид был зафиксирован
даже на камеру.
Все материалы были отданы на изучение в НИИ обороны и науки РК.
Южнокорейские военные специалисты, дали следующее заключение, которое
удалось получить журналу "Вольган Чосон": "Длина объекта: 50-60 м,
высота: 5-9 м, диаметр: около 5 м, высота в районе рубки: 11-12 м,
центральная и носовая часть сильно разрушена. Если предоставленные
американской стороной (Дональд Мекельплэш - прим. авт.) факты соответствуют действительности, то обнаруженный на дне моря объект является потопленной советской подводной лодкой класса "М-V", длиной 50,9 м, весом 350 тонн".
Тут же стал вопрос, что делать с субмариной. Южные корейцы хотели
поднять ее без лишнего шума. Возможность проведения совместных работ с
США отвергли из-за опасений утечки информации в прессу. Сделали вывод,
что необходимо поднимать самим в 1998 году. Даже подсчитали необходимую
для этого сумму - 685,3 миллиона южнокорейских вон. Но несколько раз
отказывались из-за различных причин. Среди проблем, которые, возможно,
появятся в случае подъема подлодки, были отмечены: возможность
предъявления требований Россией как наследницы СССР вернуть ей подлодку и
возникновение в этой связи международно-правового спора, вероятность
осложнений отношений с Северной Кореей. Южнокорейский капитан первого
ранга в отставке Хван Дон Хван, который принимал участие в поисках и
съемках подлодки, отметил, что в первую очередь не хотят провоцировать
КНДР. "Подлодка находится в 26 милях (42 км) в юго-западу от нашего
острова Тэчхондо. С точки зрения права, это международные воды, но они
входят в зону ответственности наших военно-морских сил. Вместе с тем там
совсем рядом Северная Корея. Если мы начнем полномасштабные работы по
подъему субмарины, то это может вызвать сильное недовольство Пхеньяна.
Могут начаться и споры по поводу того, кому лодка должна принадлежать.
Да и историю Корейской войны придется заново переписывать", - отметил
Хван.
В общем, так и лежит пока на дне Желтого моря скорее всего советская
подлодка. А официальная история конфликта на Корейском полуострове,
который длился с 1950 по 53 годы и унес жизни миллионов людей, считается
незаконченным до сих пор (в 1953 году было подписано лишь перемирие, а
не соглашение о полном прекращении огня). И гласит, что ВМФ СССР и США
друг против друга не воевали. Бои между летчиками двух сверхдержав
признаются, а вот про моряков: "столкновений не было". Очень вероятно,
что бой 28-29 июля 1951 года был единственным исключением, признают
который может быть когда-нибудь позже...
|