Город
Вытегра, расположенный на одноименной реке и Волго-Балтийском канале в
месте его впадения в Онежское озеро, является родиной многих российских
адмиралов, поэтому именно там был создан музей на базе большой океанской
дизельной подводной лодки «Б-440».
Подводная лодка Б-440 относится к проекту 641, то есть к
послевоенному поколению дизелей. Первая лодка этой серии сошла со
стапелей в 1961 году, а Б-440 покинула завод в 1970 году, и до 1996
года находилась в составе подразделений Балтийского флота.
Для того, чтобы загнать лодку в черту города, потребовалось
углублять дно Вытегорского залива. Первое, что встречает посетителей
музея на лодке - носовой торпедный аппарат на 6 торпед, украшенный как
советскими звездами, так и российским гербом.
В бывших аккумуляторных ямах (т.е. отсеках для аккумуляторов)
ныне располагается история российского подводного флота в картинках.
Музей был сдан в 2005 году, и действительно представляет собой
качественную и красивую экспозицию. На большой карте на стене отмечены
все аналогичные музеи мира.
В экспозиции - сигнальные фонари разных эпох, а также туманный горн (второй слева).
С "обитаемостью" на лодках этого класса лучше, чем на лодках
военного времени, однако по уровню комфорта до современных АПРК лодке
Б-440 далеко - даже капитанская каюта реально крошечная, не говоря уж о
матросах, спящих по очереди на одной и той же койке. На столе -
аттестационная книжка командира корабля и наградной жетон "За дальний
поход".
Рабочее место гидроакустика.
Офицерская кают-компания, по совместительству выполняющая в случае необходимости роль операционной.
Между отсеками субмарины - вот такие могучие люки.
Расположенный в центальном отсеке основной воздушный пульт
предназначен для подачи воздуха в цистерны главного балласта при
всплытии.
В том же отсеке располагаются системы управления стрельбой и
мечта всех мальчишек - настоящий перископ, находящийся полностью в
рабочем состоянии. Можно посмотреть в него и увидеть, что делается на
внешней палубе лодки и вокруг нее.
В углу притаилась и регистрационная табличка лодки.
Метрист для определения надводных целей.
За переборкой виднеются дистанционные приборы управления и контроля за дизельными двигателями.
Кругом циферблаты и вентили, как в кино.
Даже в гальюне - и том много вспомогательных приборов, без которых невозможно избавится от отходов на подводной лодке.
В таком спасательном комбинезоне можно находиться в воде на глубине до 120 метров.
На голову манекена одет ИДА-59, индивидуальный дыхательный аппарат, предназначенный для:
самостоятельного выхода подводников из затонувшей ПЛ с глубин до 100 м;
выхода из лодки в обеспечении сил поисковых и аварийноспасательных работ с глубин до 120 м;
проведения легководолазных работ за бортом корабля на глубинах до 20 м;
ведения борьбы за живучесть в задымленных отсеках с отравленной атмосферой и избыточным давлением до 10 кг/см.
Классический советский водолазный костюм - "трехболтовка".
Шлем весит больше 20 кг!
Кормовые торпедные аппараты лодки - на 4 торпеды.
Прямо рядом с торпедными аппаратами - койки для экипажа. Полки в
три яруса, на которых по очереди спит 3 смены подводников. По словам
очевидцев, даже колени лежа не всегда реально согнуть. Справа крошечные
ящечки для личных вещей матросов.
Технологический пейзаж в сердце лодки. Надо сказать, что внутри
лодка гораздо теснее, чем кажется снаружи. Секрет - в двойном корпусе
лодки, снаружи негерметичный корпус-оболочка, который нужен для
обтекаемости, под ней есть еще прочный корпус из толстого металла. Между
внешним и прочным корпусом расположены балластные цистерны, баллоны со
сжатым воздухом и еще много чего.
Рубка лодки негерметична и открыта только в надводном положении,
посередине - компас, справа от него - руль для коррекции курса в
надводном положении. Такая конструкция характерна для дизальных лодок,
которые не могут долго находиться под водой и порой тысячи километров
(миль) идут в надводном положении. Да и в самой надстройке очень много
оборудования - перископы, много разных антенн, шахта РДП и еще много
чего, что не помешается в основном корпусе (иногда и ракеты большой
длины) так что переднюю часть грех не использовать для наблюдения и
управления в надводном положении. Кроме площадки в самой надстройке,
есть еше открытая площадка на самом верху, там чаще и находятся
настоящите морские волки. А в подводном положении никаких иллюминаторов
не нужно, всё вслепую управляется с учетом информации от круговых
гидролокаторов (видны на носу лодки в виде надстроечки и чуть ниже
полоса широкая) и глубиномеров. К тому же для рабочей глубины в 250
метров и возможного воздействии глубинных бомб невозможно сделать
герметичные иллюминаторы.
Вид на рубку лодки с носовой палубы. Нижние квадраты на рубке -
это не окна, они просто нарисованы. Оранжевая с белым капсула на
надстойке - это аварийный буй. За утрату привязанного стальным тросом
буя во время похода полагались взыскания, поэтому многие экипажи
приваривали буй наглухо, все равно шансов выжить в случае аварии было бы
немного.
Автор: artemspec
Перепечатка с http://venividi.ru/node/11140