За чистый город без рекламного мусора
Сегодня как никогда ранее в Санкт-Петербурге актуальна проблема
незаконных объявлений в виде бумажных наклеек, рисунков на асфальте,
виниловых баннеров, табличек на столбах и самовольно установленных
рекламных щитов и несогласованных вывесок. Фасады и двери, столбы и
дорожные знаки, водосточные трубы и остановки заросли густым слоем
бумажных объявлений всех размеров и цветов.
В результате неэффективности (а во многих районах и полного
отсутствия) системной борьбы с этим явлением, расклейка подобных
объявлений превратилась в большой отлаженный нелегальный бизнес. В
городе открыто функционируют многие десятки «агентств», предлагающих
подобные услуги, а для расклейки привлекаются целые бригады из
нелегальных мигрантов.
Многие расклейщики ведут свою деятельность открыто, сообщая, что при
малом проценте задержаний штраф в 5000 рублей (при заработке 120000)
является для них не более чем мелкими накладными расходами. Далеко не
единичны случаи нападения бригад расклейщиков на активистов, очищающих
город от незаконных объявлений, и даже на дворников, выполняющих эту
работу в соответствии со служебными обязанностями.
Незаконная реклама становится «визитной карточкой» Петербурга, гости
из других городов и стран отмечают её как «достопримечательность», в
своих блогах и телепередачах подшучивают над неспособностью городской
администрации и правоохранительных органов справиться с этой проблемой.
Город для пешехода стал выглядеть грязно и отталкивающе, что раздражает и
унижает горожан и снижает привлекательность города для туристов.
Фактически, из-за этого явления Санкт-Петербург теряет право называться
культурной столицей.
Заслуживает внимания тот факт, что основными заказчиками такой
рекламы являются «фирмы», занимающиеся заведомо незаконной
деятельностью: организаторы интим-салонов, мошеннических схем,
изготовители фальшивых документов (дипломы, гостиничные чеки,
свидетельства о регистрации по месту пребывания и т.п.).
Ущерб, наносимый незаконной рекламой, весьма разнообразен: это и
прямой материальный ущерб владельцам зданий и объектов инфраструктуры
(затраты только СПб ГУП «Ленсвет» и СПБ ГУП «Горэлектротранс» на очистку
столбов составляют миллионы рублей), и моральный вред жителям и гостям
города, и ущерб от сопутствующих явлений: незаконной предпринимательской
деятельности, недобросовестной конкуренции, нелегального проживания
мигрантов. Засоренность улиц незаконной рекламой является для
потенциальных правонарушителей четким сигналом: незаконные деяния,
совершаемые в этом районе, останутся безнаказанными.
При этом пример работы ФСКН показывает, что при занятии службой
решительной и принципиальной позиции, подобная проблема решается за
несколько месяцев. Еще осенью 2014 года стены города, мостовые
систематически расписывались предложениями о покупке курительных смесей.
Уже зимой в 2015 году это явление исчезло практически полностью. А если
где-то и появляется отдельное подобное объявление, то следует живая и
оперативная реакция сотрудников ФСКН.
Санкционированная наружная реклама в городе также избыточна и
доставляет горожанам массу неудобств, при том что доля поступлений от
рекламы в бюджет мизерна и не покрывает побочные эффекты. Вдобавок,
чтобы получить эти деньги, городу приходится судиться с владельцами
наружной рекламы. Массивные конструкции затрудняют передвижение
пешеходов, ухудшают восприятие светофоров, дорожных знаков, обзор
пешеходных переходов и перекрестков. Наружная реклама портит городские
виды и снижает туристическую привлекательность города. Звуковая и
видеореклама на улицах и в транспорте доставляет миллионам людей
психологический дискомфорт.
В связи с изложенным, просим принять следующие меры:
1. Внедрить в Санкт-Петербурге эффективный механизм блокировки
номеров телефонов и сайтов, указанных в несанкционированной рекламе.
Учесть при этом опыт введения «автоинформирования» о нарушении закона в
Москве, Одинцово и других городах.
2. Инициировать поправки в городское и федеральное законодательство,
которые вернули бы полиции право привлекать к ответственности рядовых
распространителей незаконной рекламы и проводить расследования в
отношении организаторов и рекламодателей, а также определить городские
органы регулярного контроля за визуальным обликом города, которые имели
бы достаточный штат сотрудников и полномочия.
3. Разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций.
Привести наружную рекламу в Санкт-Петербурге в соответствие
международной конвенции о безопасности дорожного движения, конвенции о
знаках и сигналах, Правилам дорожного движения, ГОСТам 52044 и 52289.
5. Упростить процедуру и сократить срок согласования информационных
объектов (вывесок), используя принцип «одного окна» и электронной подачи
документов. Одновременно создать эффективный механизм контроля за
исполнением согласованных решений.
4. Создать единую общедоступную базу согласованных информационных и
рекламных конструкций, которой могли бы пользоваться как профильные
ведомства, так и обычные горожане.
6. Разработать и утвердить архитектурно-художественные регламенты
внешнего облика улиц, магистралей и территории Санкт-Петербурга, а также
действенный механизм контроля за их соблюдением, который в настоящее
время де-факто отсутствует.
7. Запретить звуковую рекламу на эскалаторах метрополитена и
размещение рекламы на стеклах подвижного состава наземного городского
пассажирского транспорта и видеорекламу в салонах, так как эта
навязчивая информация снижает комфорт пассажиров и делает общественный
транспорт менее привлекательным.
8. Запретить любую звуковую рекламу на улицах города.
9. Провести общегородскую информационную кампанию, разъясняющую
гражданам, что нельзя засорять улицы рекламой и объявлениями, и
призывающую сообщать о таких фактах в соответствующие органы.
https://www.change.org/p/губернатору-санкт-петербурга-за-чистый-город-без-рекламного-мусораО тот как власти отреагировали на эту петицию можно судить по новости ниже:9 мая 2017 г. — В
канун 9 мая на праздничных рекламных щитах в Петербурге массово
появились листовки с рекламой "услуг" одного из нелегальных заведений на
улице Рубинштейна.
Еще в октябре прошлого года мы передали в
полицию списки заведений, загрязняющих центр города такой рекламой.
Бордель на улице Рубинштейна, 23/25 тогда указали, как самый
«агрессивный» по степени нанесения городу ущерба своей расклейкой.
Полиция до сих пор никак не отреагировала.
С 2015 года Комитет по
печати, Комитет по законности и Комитет по информатизации до сих пор не
смогли выполнить поручение губернатора о внедрении в Петербурге системы
автоинформирования, которая сведёт на нет использование данного вида
продвижения услуг (
vk.cc/4oz1Ni). В конце прошлого года система заработала только в Петроградском районе.
В
ночь перед праздником инициативная группа «Красивого Петербурга»
частично очистила центр города от рекламного мусора, но системного
решения проблемы без активного участия администрации и полиции не
достичь. Мы направили очередной запрос по поводу сроков внедрения
автоинформирования в ответственные комитеты.
Также направили обращение в прокуратуру по поводу бездействия полиции.
ДА ВСЕМ ВЛАСТЯМ ПОХУЙ!