Первая ремонтная запись о Sharp WF-939Z(BK) будет о ремонте лентопротяжного механизма (ЛПМ). Двухкассетный магнитофон без второй пишущей деки это не двухкассетный магнитофон, а плеер какой-то. Посколько в электронике я разбираюсь значительно хуже механики, сначала решил починить не работающий правый ЛПМ.
Работала перемотка в обе стороны, но при нажатии Play головка не подымалась вверх. Забегая вперёд скажу, что во всём виновата застывшая смазка, спаявшая подвижные шатуны и шестерни как цемент кирпичи.
Сумрачный японский гений
Поскольку прежде мне не приходилось разбирать столь сложные ЛПМ, я прочитал всё что нашёл в сети (см. раздел ссылок в основной записи) и фотографировал каждый шаг, а детали пронумеровывал и раскладывал на листках бумаги с подписями. Это очень сильно помогло при сборке, но тем не менее, у меня ушло на это пять дней. Много раз приходилось разбирать и собирать заново из-за не так поставленной детали или забытой пружинки. Механизм представляет собой слоённый трёхслойный пирог взаимодействующих между собой и зависящих друг от друга механизмов: пластин, тяг, шестерён, шатунов и рычагов. Уместить в голове полную трёхмерную картину их взаимодействия у меня не получилось до сих пор.
Неполная разборка показала, что качающийся рычаг и одна из фигурных шестерён именуемых программными намертво заклинены засохшей смазкой. Я с трудом их отодрал. Чтобы не повредить при извлечении, я применял метод рычага - просовывал под извлекаемую деталь плоскую отвертку и проворачивал её по оси, отклеивая деталь, и затем извлекая её без рывка, при котором можно если не сломать что-то сопрягающееся с нею, то отправить в полёт по комнате какую-либо мелкую деталь.
Кстати, я не пожалел, что не поленился, и перед работой пропылесосил комнату, и убрал рабочее место. По закону подлости у меня неизбежно улетали самые мелкие пружинки и винты. Несмотря на все предосторожности это случается. Поэтому будьте осторожны, самая мелкая деталь, без которой ЛПМ не будет не тот, это стальной шарик диаметром где-то с миллиметр, один из двух подшипников от пластины подъёма головки.
В принципе я мог обойтись смазкой этих деталей и промывкой остальных не снимая, и тогда бы на этом запись можно было заканчивать, и я бы уложился в один день. но мой внутренний и любопытный перфекционист потребовал изучить весь механизм, отмыть застывшую смазку отовсюду, чтобы он работал без заеданий. Я не жалею, что поддался порыву, я знал на что шёл, хотя комрад Ибонефиг не одобряет такого подхода, любопытство меня потом всё равно доконало бы. Цена любопытства кроме пяти дней - до сих пор ломаю голову, откуда взялась одна лишняя шайба - то ли случайно там оказалась, то ли я её где-то забыл... =)
Фото много не бывает
Хотя я снимал каждый шаг, одного этого этого оказалось недостаточно, чтобы понимать, как вставить некоторые детали обратно. НА фото не было видно, как располагались подвижные детали под снятой, и с этим были некоторые проблемы. Часть я решил сам логическим штурмом, часть подглядел в интернете. Корпуса боих ЛПМ взаимозаменяемы, но учитывая их разный функционал, на каждой присутствуют детали, отсутствующие на другой. И без фото, можно долго ломать голову, а что находилось в этом отверстии и зачем тут неиспользуемый вырез?
Последнее самое сложное, что мне запомнилось, это фиксатор-защёлка кнопки Pause фиксирующая её в нажатом положении. С виду всё собрано верно, но не работает, не фиксируется, клинит. Вариантов для сбора всего один, все собрано верно, но не поддаётся, не получается. подозреваю избыток густой силиконовой смазки, но не могу быть уверен. Может пылинка залетела.. В итоге за сутки я её под лупой и так и эдак разглядывал, трогал зубочисткой, искал микротрещины, но всё было цело. Собрал каким-то чудом и долго боялся на неё дышать)
Установка в корпус обратно блока пластин - кнопочных тяг - тоже то ещё удовольствие, постоянно что-то мешает их уложению,нужно учесть все выступы и сопрягающиеся детали, не забыть те, которые под ними, чтобы не повторять эту операцию снова и снова.
А в самом начале я умудрился уронить из рук на стол ЛПМ, и отбить рычажок проверки наличия защиты от записи на кассете и вместо ремонта какое-то время реставрировал его супер клеем и пластинкой пластика от 3.5" FDD, чтобы было прочно и незаметно. Двигатель на блоке находится с краю, и постоянно перевешивает конструкцию. Лучше под ним держать плотный паролон при работе, хотя на белом листе лучше видны детали.
Обзорные фото до разборки:
Обратите внимание на пружинку между пластинами, видимо её единственная роль в заземлении. А замыкатель рядом включает двигатель. Зачем, пока не выяснил, но когда ЛПМ стоит прямо на столе для настройки, выключатель чаще всего замыкается, и старт двигателя воспринимается не как фича а как бага)
Тонвал - вал прижимающий ленту к ролику и протягивающий ее, в 939 тонвал и маховик представляют одну деталь с шайбочками и втулками. При съёме не потеряйте фиксирующие шайбочки разного диаметра с передней части. На фото их видно.
Если первый слой - двигатель, а второй - валы, то третий под второй пластиной наверное самый сложный. Кстати пластину держат три винта, средний из которых очень тонкий и требует часовой отвертки, поскольку крепится на оси.
На нижеследующей группе фото пинцетом удерживаются заклинившие детали. Я мог ограничиться их очисткой и глубже не лезть.
На натюрморте тяги кнопок и пластины с очень хитрыми функциями, влиющими на них. Ещё одна деталька на фото отсутствует, но если вы забудете положить её под эти, то одиноко лежа на столе, она напомнит о себе, когда с таким трудом вы установите блок тяг на место..
Разборка передней части с головками. Поджимные ролики снимаются очень легко - достаточно поджать их защёлку к центру оси и плавно снять на себя. Самое сложное - не потеряйте два крошечных шарика от скользящей пластины.
И несколько фотографий рабочего процесса:
|