История сия поведает о пополнении красненького-прекрасненького в коллекции пишущих машинок, которую я всячески стараюсь не пополнять, но вот опять.
Почти шпионский детектив
Всё ещё пребывая под впечатлением от Olivetti Valentine 1968, в равной мере, как от дизайна, так и от цены, я обратил внимание на красненький Brother Deluxe 220 на авито, по довольно завышенной цене. Договориться тогда не удалось, и я думал, что её давно продали, но спустя несколько месяцев это же объявление снова попалось мне на глаза, теперь уже чуть дешевле. Я решил, что это шанс, надо торговаться и брать, но продавец не сочла необходимым возобновлять наш разговор и оставила моё повторное предложение без внимания, так что пришлось привлекать агента, которой продавец ответила незамедлительно. Цену мы сбили до приемлемой в 1600р. а сэкономленные рубли целиком ушли на дальнюю дорогу и горячий чай - в пути застал проливной ливень.
При покупке, как и следовало ожидать, машинка в "полностью исправном состоянии и идеальном внешнем виде" имела следующие дефекты: - Крышка с дефектом литья или следами тепловой деформации - объёмная вмятина на поверхности,
- Задняя стенка каретки лопнула в двух местах едва не рассыпавшись на фрагменты - машинку роняли,
- Залипали при нажатии и не возвращались литеры клавиш: А, Å, 2, +.
- катушкоприёмники с осями нестандартного диаметра 4мм, но с одной обычной катушкой,
- мелкие царапины на корпусе и литерной крышке, помятый шильдик с маркой модели.
С машинкой явно не церемонились, и не умели обращаться. Для печати без ремонта она не годилась, экстерьер был печален. Я чуть было не отказался от покупки, но стало жаль потраченного времени и сил на эту сделку. В общем она состоялась. А потом был длинный путь домой, период дней сомнений, и время решимости заняться ремонтом. Немного сравнения Brother vs Unis
Японцы отказались от литого силуминового шасси, везде штампованная сталь. Это дало ощутимую экономию в весе. Если сравнивать конечный вес Brother и Unis в чехлах, то получается 4.71 против 5.26. Корпус более обтекаемый с чуть выпуклыми плоскостями - легче влазит в рюкзак и смотрится куда стильнее угловатого с пластиковым кантом Unis. Но по уровню шума гремит как ведро, куда громче Unis. Шрифт больше понравился у Unis, классический с засечками, а у Brother тоже симпатичный, но округлый, особенно начертания W, M.
лентоводитель у Unis - качель с одной стороны, неровно изгибающая ленту, у Brother лентоводитель сконструирован надежнее и поднимается строго вертикально по рельсам.
А вот катушководители с нестандартными осями в 4мм, и стандартные катушки (внешний диаметр бразеровской катушки кстати тоже чуть меньше - ровно 50мм) на нём болтаются, отчего сильно страдает качество печати - лента дёргается, либо вовсе не прокручивается. нужны оригинальные катушки.
На фото выше слева вверху - оригинальная катушка Brother, остальные стандартные, и они не подходят. Замок колодки блокирует на Brother только её подъём, но движение по рельсам влево не исключает. На Unis блокирует каретку полностью.
Три дня капитального ремонта
У меня уже был опыт ремонта с полной разборкой пишущей машинки Unis TBM (тоже) de Luxe. В тот раз не столь удачный, успех ограничился способностью собрать обратно, а главная проблема с задваиванием символов решена не была. Но тут я понадеялся на японское качество и мой повысившейся опыт.
Первым делом я снял и отмыл от грязи корпус и чехол, затем протёр машинку от пыли, и ещё раз отдефектировал состояние. Главная неприятность - клины клавиш. Промывкой отделаться не удалось и я принял решение полной разборки всего механизма на модули, затем их ремонт и сборку в обратном порядке.
Снял катушкодержатели, чтобы получить доступ к тягам литер. Вынул полукруглую литерную ось и акккуратно выложил на стол в ряд литеры, каждую со своей проволочной тягой, чтобы потом при сборке не перепутать. Литеры имели не сквозную нумерацию, как на Unis, а L1-L22 левая половина, и R1-R22 правая. некоторые рычаги клавиатуры имели два отверстия вместо одного, и часть литерных тяг подсоединялась ко второму отверстию вместо первого, всё это фотографировал при разборке и отмечал в заметках, чтобы не решать лишних головоломок при сборке.
Итого я получил отдельно корпус, и отдельно несколько блоков для дефектации и ремонта: станина, клавиатура, литеры и литерная колодка, каретка.
Ремонт каретки ограничился чисткой, и клейкой разбитой задней пластиковой накладки. Блок клавиш разобрал легче, чем unis - доступ к снятию пружинок рычагов более доступный и не требует применения крючков. Дополнительный блок рычагов на трубах крепится отдельно, и не мешает разборке. Привычно разложил рядами клавиши с рычажными тягами. Осторожно! Тяги различаются, но не имеют уникальной сквозной маркировки, цифрами отмечены лишь разные размеры. Ось клавиш была в порядке, но вот ось тяг сильно погрызена до ощутимых ногтём канавок, протёртыми отверстиями в тягах. Отличие механизма от Unis - подпружиненная клавиша не связана жёстко осью, а только толкает рычаг, который связан тягой с литерой. Проверить это просто - если тяга не жёсткая, то при поднятой литере клавишу можно вернуть в верхнее положение, а при жёсткой тяге они связаны в одну систему рычагов.
Отмыл, смазал, собрал. Ничего не клинит. Решил собирать обратно до колодки литер и пробовать устанавливать клинящие литеры. На пустую станину закрепил обратно трубки с тягами капса, не забудьте (!) надеть короткую проволочку слева, иначе потом замучаетесь натягивать её на собранную клавиатуру. собрал боковой блок управления цветом ленты и уложил его тяги так, чтобы при установке клавиатуры их не зажало.
Далее установил клавиатуру, тяги, каретку, и колодку литер. Несколько раз её пришлось снимать из-за забытых тяг. Но вот подошло самое интересное - литеры. Попробовал надеть проблемные, клины остались. Виноваты окислившиеся и грязные литерные щели. чистил их кусочком наждачки и полоской мягкого железа, можно конечно и самой литерой, но жалко было полировки, наведённой на них пастой гои. Здесь главное не перестараться, иначе появится поперечный люфт литер. Удалось почти полностью устранить эти неполадки.
Мой вам совет, сто раз подумайте, прежде чем брать машинку с запавшими или клинящими клавишами. Чтобы не говорили про лёгкость, с которой всё это промывается без разборки, не верьте! Будь так просто, продавец сам бы спрыснул WD40 и повысил бы ценник. На деле даже при полной разборке не всегда удаётся добиться идеального хода - эрозия металла в точном узле с минимальным допуском и высоким трением это не шутки.
Да, больше всего ушло времени на сборку литер, слишком много операций получилось на каждую. Отмыть от грязи, заполировать, смазать ось и оба крючка тяги. Затем, если клинит, сидеть и полировать щель в литерном блоке, пока литера на оси не станет свободно ходить без усилий. Затем следующую и так 44 раза.
После этого одел катушко-водители и катушки, обнаружил, что катушки там нужны не стандартные, что одна стоит как надо, а другая стандартная и болтается. Не знаю, куда смотрел менявший ленту и как мог на это забить. Так сложно было 9-10 метров перемотать на старую? Одел пока термоусадку на оси, чтобы стали чуть большего диаметра. Но всё равно надо менять катушки на родные, иначе двухцветная печать половинится и клинит ленту в лентоводителе.
На этом ремонт подошёл к концу, хотя и остались некоторые проблемы: Сильно смазана буква А и выпадает ниже из ряда других. Не знаю, что это, может нужно её перепаять чуть выше. Å почти не пропечатывается, хотя я врядли буду её использовать. А вот нижнее подчеркиваение и тире почему-то ведут себя вообще странно - особенно тире. Его считай, что нет. Подозреваю что только перепайка колодки даст результат. Редкие случаи, когда литеры не возвращаются назад решаю нажатием клавиши снятия блокировки полей. Печатать можно, хотя получается не так хорошо, как на Unis. Печатать пробовал на старой двухцветной ленте, чтобы проверить цветность, поэтому оттиски не очень чёткие.
ИТОГ
Потраченное время не потеряно. Я получил опыт и сатисфакцию после не завершённого ремонта Unis. Машинка внешне стала выглядеть ухоженной, пригодна к печати, особенно если букву А и тире починить. Планирую заказать новую ленту и подходящие катушки, проконсультироваться с коллегами по поводу необходимости перепайки колодок с буквами проблемных клавиш, и довести машинку до максимального качества печати.
|