Казалось бы, меня сложно чем удивить с механикой Sharp939, но изредка ей это удаётся. Опишу два случая из недавней практики.
Избыточное трение В терминально загаженной тараканами протяжке после переборки и чистки перестал работать реверс. Вроде бы перебрал до винтика, смазал, правильно собрал, а реверс без пинка не срабатывает, клинит, стопится реверсная шестерня, слетает пассик, капут. После некоторых безуспешных попыток разобраться взял исправную протяжку и начал сравнивать, как работает реверс на обоих. Выяснилось, что необходимое для поворота блока МГ усилие на реверсном рычаге на исправной протяжке требуется чуть меньшее, чем на клинящей. Так я я понял, что дело в избыточном трении. Тараканы обоссали своей кислотой железные части так, что с них сошло антикорозийное покрытие. Я снова разобрал протяжку в ноль, и начал собирать, на каждом этапе замеряя весами усилие на тягу.
Первым делом снял пластину с МГ и пружину с поворотного механизма. промыл ось поворота МГ изопропанолом, пока она не начала поворачиваться без усилия. Без пружины это легко чувствуется. Половина беды была в этом. Вторая половина - притирка и смазка самой тяги и её посадочных мест в пластике шасси. После этого протяжка штатно заработала.
Зажёвывание ленты Как и в прошлом случае — Вроде бы перебрал до винтика, смазал, правильно собрал, а... Постоянный клиент в четвёртый раз принёс мне свой многострадальный 939й с очередным диагнозом - начал жевать плёнку и скрипеть на реверсе. Скрип устранил переборкой - несколько волосков намотались на оси фронтальных шестерён и катушек. А вот с зажёвыванием пришлось сутки помучиться. Оказалось, слетела настройка лейнеров, и сзади оси маховиков неправильно были выставлены ещё до меня. Или правильно, раз раньше всё работало, но в этот раз я их отперфектицировал. Объясняю. На МГ есть выступы, не дающей плёнке уйти в сторону. По сторонам от МГ есть ещё пара таких направляющих. Они имеют подпружиненный винт настройки, он не был покрыт защитным лаком, и настройка сбилась. Это нарушило прямую, по которой идёт лента, и её край начал перегибаться через бортик, и криво зажиматься осью вала и прижимным роликом. Плёнка мялась, далее в кассете наматывалась с перекосом к одной из стенок, часто вообще заклинивая кассету. Явление наблюдалось не всегда, и чаще в начале и конце кассеты. Метод лечения - наперво строго перпендикулярно ролику выставить ось тонвала. Для этого следует ослабить винт на задней стенке протяжки, и перемещать фиксатор втулки по имеющимся позициям. Внимание, вырезы на втулке оси следует располагать по сторонам прорези фиксатора. Присмотритесь в лупу, как там устроено и поймёте. Затем закрутить и капнуть на шляпку винта фиксатором резьбы.
Теперь надо настроить дополнительные направляющие так, чтобы лента ложилась на все три разом без перекосов. Сначала настроить в линию, затем воспроизводя прозрачную кассету, которую не жалко, подкручивать винт и найти наилучшее положение. Внимание, нужно пробовать разные кассеты - результата на одной не гарантирую. Потом также капнуть фиксатором резьбы и забыть про это как про страшный сон. Я вообще не помню, где ещё есть такие настройки и зачем они вообще были нужны, как эта величина может плавать, что понадобилось делать её настраиваемой.
На этом всё.
P.S.
Иллюстрации
Вид на рычаги и шестерни протяжки. За реверс отвечает левая
лабиринтовая шестерня. Шестерня правее и выше только подымает головку.
Большой рычаг на реверсной шестерне передаёт движение на поперечную
пластину, которая в свою очередь двигает кулачок поворота МГ. Красный
кружок без стрелок - ось рычага, снизу кружок со стрелками отмечает
расположение кулачка с обратной стороны, который при вращении шестерни
путешествует по её лабиринту, и качает рычаг. Сверху квадрат со
стрелками отмечает ось поперечной тяги, за которую рычаг её двигает.
Красным
отмечены ограничительные выступы лейнеров ленты, о которых шла речь во
втором случае. Для наглядности именно те, по которым следует
ориентироваться при настройке. При настройке можно положить отрезок
ленты или бумаги для наглядности, если глазомеру не доверяете.
Зелёным
в виде на протяжку сверху отмечены 1 и 3 — винты настройки, который
нужно крутить. Цифры также подчеркивают расположение лейнеров. Внимание,
винты у самой МГ (2) крутить не надо, это настройка азимута МГ
относительно ленты.
Также можно положить на все три направляющие ракорд, который крепится к концам ленты в кассете, он более жёсткий, чем лента, и настроить по нему. Сначала настройте азимут головки, если это требуется. Затем ориентируясь по направляющей на МГ, подкрутите винте так, чтобы лента шла строго паралельно протяжке. Если всё сделаете правильно, лента жеваться не будет.
|