В плеере cmus играет сборник Отечественная кинофантастика, с музыкой из фильмов. Больше всего нравятся композиции Эдуарда Артемьева. Так я посмотрел сегодня Возвращение с орбиты (Александр Сурин - 1983), очень интересная драма про спасение космонавтов с орбитальной станции. Далее, читая описание создания фильма на википедии, я поставил на скачку другой фильм нашей истории - Баллада о комиссаре (Александр Сурин - 1967). 31 год как нет нашей страны, но у антисоветчиков всё также ярко пригорают афедроны при упоминании артефактов ушедшей эпохи.
Продолжая слушать Артемьева в плейлесте, поставил на скачку научно-фантастический фильм про космос: Семь стихий (Геннадий Иванов - 1984). Очень понравилась вытащенная ким-то из кэша гугла рецензия, приведу её здесь.
* * *
Этот
фантастический фильм, снятый всего лишь за год до начала "перестройки" в
СССР, вряд ли покажут по современному российскому телевидению. И на
многочисленных лотках с видеопродукцией его увидеть тоже, в принципе,
невозможно. Более того – долгие годы его нельзя было даже заказать в
киноархивах. Почему? Потому что он – о совершенно другом мире. Совсем не
о таком, в котором нам сейчас приходится жить. Современный российский
писатель-фантаст Вячеслав Рыбаков как-то в одной из своих критических
работ изложил свою точку зрения на эту кинокартину: "Мне довелось в свое
время присутствовать на дневном сеансе пресловутого фильма о будущем "
Семь стихий ". О будущем глубоко гуманном и чрезвычайно светлом. Вокруг
сидели ребята лет по шестнадцать-двадцать, то есть те, для кого
предназначена работа редакции НФ издательства "Молодая гвардия", где
увидел свет давший основу фильма роман. Первые четверть часа ребята
хохотали и язвили, а потом даже язвить устали, и я услышал голоса
серьезные и куда более взрослые, чем голоса героев фильма: "Ну как они
не понимают, что это глупо? Ну что, на студии не видят, что это
нелепо?"" А на интернет-портале "Киноэксперт" кто-то - наверное, один из
тех, кто "хохотал и язвил" двадцать три года назад - в ответ на
многочисленные вопросы людей о том, где же можно купить или скачать
исчезнувший фильм, безапелляционно изрек: "А оно вам надо? Феерическая
чушь".
Напомним, фильм все же
принадлежит к жанру фантастики. Поэтому рассуждать о том, "нелепый" он
или нет, - вопрос, как говорится, философский, надо лишь не забывать
определение данного жанра. А что касается не формы, а содержания... Этот
фильм – своего рода рекордсмен. Сюжет фильма, то дело, о котором
рассказывается в нем и которым заняты его герои, просто не имеет равных в
кинематографии по своей грандиозности. И не только в нашей, но и в
зарубежной. Имеется в виду, конечно, "твердая" фантастика, а не
"фентези". Разве что недавно снятый американский фильм "Пекло"
(Sunshine) может сравниться с " Семью стихиями " в этом аспекте. В
фильме пересекаются две сюжетные линии. Первая – ученый-физик Ольмин
ведет проект, который позволит построить ни много ни мало энергетический
туннель из элементарных частиц от Солнца к Земле, чтобы планета могла
получить неизмеримо больше энергии, чем раньше. Вторая - на Землю с
погибшей планеты доставлена загадочная форма жизни, напоминающая цветок.
В лаборатории происходит превращение этого цветка в женщину Аиру,
верящую в то, что, научившись управлять энергией Солнца, земляне вернут
жизнь ее родной планете... Семь стихий .
Земля, вода, воздух, огонь, жизнь, разум и любовь. Это - фильм о людях,
которые исследуют, творят, созидают. Которые покоряют пространство и
подчиняют себе стихии мироздания. Которые не приспосабливаются к миру, а
активно изменяют его. Которые, зная цену жизни, умеют жертвовать собой.
Которые, наконец, просто... умеют любить. Это - фильм об обществе, в
котором живут такие люди. СССР, Союз – эти слова можно встретить и в
кадрах фильма, и в репликах героев. Общество, в котором живут люди
далекого и светлого будущего, советские люди. Общество, где перед силами
разума и любви отступают слепые и разрушительные силы природы,
покоряясь этим советским людям, строящим космическую сверхцивилизацию.
Это – "нелепость", это - "феерическая чушь".
Может быть, и так. А вот гарем Прохорова, футболисты Абрамовича,
антиквариат Вексельберга и яхта Потанина – это реальность. Указанные
субъекты тоже – правда, по-своему - подчиняют себе вышеперечисленные
стихии ... И люди, добывающие себе пропитание на помойках, - это тоже
реальность. Не всем же быть Потаниными, хотя... Хотя многие завсегдатаи
помоек все же мечтают ими стать, по-животному возвысившись над другими.
Шестая стихия – далеко не для каждого.
Это то настоящее, которое мы все выбрали, отказавшись от "будущего
глубоко гуманного и чрезвычайно светлого"... Или всё же не все? Этот
фильм – для тех, кто нынешнее настоящее не выбирал. Этот фильм – для
тех, кто выбирал и выбирает будущее, в котором нет Потаниных, а есть
Ольмины. Как бы пафосно и нелепо это ни звучало.
Игорь Герасимов
* * *
После такой рецензии и традиционно бомбящих пуканов антисоветчиков с нетерпением жду когда скачается фильм и будет время вдумчиво его посмотреть.
|