Дизель-электрическая подводная лодка «Б-413» проекта 641 (класс «Фокстрот») — уникальное музейное судно! Она – единственная в стране и одна из немногих в мире, относящихся к доатомному периоду подводного флота. Более того, она сохранена в первозданном виде. Прочный и легкий корпуса, надстройка, все главные и вспомогательные механизмы, приборы и оружие предстают перед посетителями в том же виде, что и в день вывода корабля из состава Военно-морского флота.
Подводная лодка «Б-413» построена в г. Ленинграде на Ново-Адмиралтейском заводе и 7 сентября 1968 года спущена на воду. Военно-морской флаг СССР был поднят 24 декабря 1968 года. С 1969 по 1999 гг. находилась в составе соединений подводных лодок Северного и Балтийского флотов в составе 69-й бригады 4-й эскадры. Свой самый длительный поход – 392 дня – лодка совершила в 1973 году.
В 1969 году подлодка «Б-413» участвовала в официальном визите в столицу республики Куба — Гавану, а также участвовала в деловом визите в порт Конакри Гвинейской республики. В 1970 году принимала участие в оперативно-стратегических учениях Военно-Морского Флота СССР «Океан», а также участвовала в деловом визите в порт Сьенфуэгос республики Куба. В 1987 году — заняла первое место на Северном флоте по минным постановкам и объявлена приказом командующего Северным флотом «Отличным кораблем».
В 1990 году лодка совершила переход на Балтику и вошла в прославленное соединение подводных лодок Балтийского флота в г. Лиепая, затем базировалась на Кронштадт. В период с 1991 по 1999 — находилась в составе соединений подводных лодок Балтийского флота.
В 1999 году «Б–413» была исключена из боевого состава Военно-Морского Флота и передана Музею Мирового океана в качестве музейного судна. Лодка ошвартована у музейного причала на набережной Петра Великого реки Преголи города Калининграда 14 июня 2000 года.
10 декабря 2002 года дизель-электрическая подводная лодка Б-413 включена в мировую ассоциацию исторических морских кораблей. Ассоциация исторических морских кораблей создана в 1966 году. Главной ее задачей является сохранение выдающихся исторических судов, а также предоставление информации интересующимся богатым военно-морским наследием морских наций. Сегодня в ассоциацию входят 90 кораблей девяти стран мира. Россия была представлена в ней крейсером «Аврора» и ледоколом «Красин». Теперь в этот перечень включена и дизель-электрическая подводная лодка «Б-413».
4 мая 2009 года калининградский филиал «Росгосстраха» заключил с Федеральным государственным учреждением культуры «Музей Мирового океана» договор страхования подводной лодки «Б-413». Подводный корабль застрахован от пожара, удара молнии, взрыва, противоправных действий третьих лиц и террористических актов.
Несколько поколений моряков-подводников прошли школу морской выучки на этом замечательном корабле под руководством офицеров, командиров подводной лодки: капитана 2 ранга А.Н. Трусова, капитана 2 ранга Б.Н. Погорелова, капитана 3 ранга М.И. Жаренова, капитана 3 ранга В.П. Сиротина, капитана 2 ранга В.А. Николаева, капитана 3 ранга А.А. Федорова, капитана 3 ранга А.Ф. Сорокина, капитана 2 ранга О.П. Лапшина, капитана 3 ранга В.Т. Ушакова, капитана 1 ранга С.В. Басакова.
Сейчас на музейной подводной лодке «Б-413» открыта выставка «Из истории российского подводного флота», рассказывающая об основных вехах истории отечественного подводного флота.
Тактико-технические характеристики
Наружный вид лодки дает представление о её размерах и обводах, двухкорпусной конструкции, наборе выдвижных устройств, рулевых и спасательных устройствах. Через носовой входной люк можно увидеть, что обтекаемый, сложной конфигурации легкий корпус, является наружной оболочкой цилиндрического прочного корпуса. Между корпусами размещены резервуары сжатого воздуха, различные трубопроводы.
В носовой части лодки, в выступающем бульбе, размещается антенна гидроакустической станции (ГАС) «Тулома». Здесь же, над легким корпусом, возвышается обтекатель антенны ГАС МГ-15. ГАС является единственным средством ориентации, связи, обнаружения целей и наведения оружия ПЛ, находящейся в подводном положении.
Посередине корпуса ПЛ «Б-413» установлено ограждение рубки. Будучи обтекаемым продолжением легкого корпуса вверх, оно ограждает цилиндрическую боевую рубку. Здесь же размещаются приборы и механизмы управления лодкой в надводном положении. Из ограждения рубки выступают выдвижные устройства: перископ атаки и зенитный перископ, антенны радиопеленгатора, радиолокационной станции, станции радиоразведки, устройство РДП (работа дизеля под водой). В корме находится отполированное кольцо комингс-площадки с входным люком. Эта площадка предназначена для посадки на нее подводных спасательных аппаратов в случае, если лодка потерпела аварию и потеряла возможность всплыть.
Подводная лодка «Б-413» имеет семь отсеков: носовой торпедный; носовой аккумуляторный и жилой; центральный пост; кормовой аккумуляторный и жилой; дизельный; электромоторный; кормовой торпедный и жилой отсеки. Во втором отсеке расположены каюты командира и офицеров, офицерская кают-компания, гидроакустическая рубка; в четвертом отсеке – каюты офицеров и мичманов, кают-компания старшин, камбуз. В седьмом отсеке – койки для рядового состава, средства спасения и аварийный люк.
Главные размерения:
- длина – 91,3 м;
- ширина – 8,5 м;
- высота от основной плоскости – 11,9 м;
- осадка – 5 м.
Водоизмещение:
- надводное положение – 1945 т;
- подводное положение – 2472 т.
Запас плавучести – 26,8%
Глубина погружения:
- предельная – 400 м;
- рабочая – 240 м;
- перископная – 9 м.
Автономность плавания – 90 суток;
Скорость максимальная:
- надводное положение – 16,8 узлов;
- подводное положение – 16 узлов.
Дальность плавания:
- дальность плавания экономической надводной скоростью 8 узлов – 30 000 миль;
- дальность плавания в подводонм положении под мотором экономического хода – 400 миль.
Экипаж
- Общая численность экипажа – 80 человек:
- офицеры – 13;
- мичманы – 11;
- старшины – 16;
- матросы – 40.
Вооружение:
- шесть 533 мм носовых торпедных аппаратов;
- четыре 533 мм кормовых торпедных аппарата.
Боезапас:
- торпедный вариант загрузки – 22 торпеды;
- минный вариант загрузки – 22 мины и 12 торпед;
- глубина стрельбы – до 100 м.
История проекта 641
Для замены первых послевоенных океанских лодок проекта 611 в конце 1950-х годов в ЦКБ-18 разработан новый проект, получивший обозначение 641 (Foxtrot по классификации НАТО). Главным конструктором проекта был С.А. Егоров, затем этот пост занимал З. А. Дерибин. Проект 641 предназначался для тех же задач, что и проект 611: боевые действия на дальних коммуникациях, минные постановки, разведка, противолодочные действия. По сравнению с предшествующим проектом 611, лодки проекта 641 обладали большей автономностью и дальностью плавания, большей глубиной погружения, улучшенным вооружением и улучшенными условиями обитания экипажа.
Подводные лодки типа «Foxtrot» — наиболее удачные советские дизель-электрические субмарины послевоенной постройки. Они в больших количествах строились между 1958 и 1968 годами (45 единиц), а также в период с 1971 по 1977 год (17 единиц). Последняя лодка этого типа вступила в строй в 1984 году. Таким образом, всего было построено 62 подводных лодки данного типа. Такие лодки регулярно входили в состав соединений советского флота, дежуривших в Индийском океане и в Средиземном море. Начиная с 1968 года лодки типа «Foxtrot» в больших количествах поставлялись на экспорт. В период с 1968 по 1976 год восемь лодок были проданы в Индию, в период с 1976 по 1983 год шесть лодок были переданы Ливии, а в период с 1979-го по 1984 год три лодки были поставлены Кубе. Лодки типа «Foxtrot» были выведены из боевого состава советского флота в конце 80-х годов.
Взято с
http://www.oceanology.ru/submarine-b-413/